Театральная компания ЗМ
Сергей Прокофьев

Война и мир

Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, Москва
Номинации на Премию «Золотая Маска» 2013г. - «Лучший спектакль в опере», «Лучшая работа дирижера», «Лучшая работа художника по костюмам в музыкальном театре», «Лучшая работа художника по свету в музыкальном театре», «Лучшая мужская роль» (Николай Ерохин, Дмитрий Ульянов), «Лучшая женская роль» (Наталья Петрожицкая)

опера в 13-ти картинах



Либретто: Сергей Прокофьев и Мира Мендельсон-Прокофьева по роману Льва Толстого



Музыкальный руководитель постановки и дирижер: Феликс Коробов

Режиссер: Александр Титель

Художник: Владимир Арефьев

Художник по костюмам: Ольга Поликарпова

Художник по свету: Дамир Исмагилов

Главный хормейстер: Станислав Лыков

Хореограф: Лариса Александрова



Артисты: Наталья Петрожицкая, Дмитрий Зуев, Илья Павлов, Николай Ерохин, Дмитрий Полкопин, Дмитрий Ульянов, Леонид Зимненко, Арсен Согомонян, Анатолий Лошак, Лариса Андреева, Наталья Владимирская, Ирина Чистякова, Денис Макаров, Вероника Вяткина, Сергей Балашов, Роман Улыбин, Елена Максимова, Ксения Дудникова, Евгений Поликанин, Вячеслав Войнаровский, Дмитрий Степанович, Валерий Микицкий, Андрей Батуркин, Наталья Мурадымова, Андрей Альшаков, Виктор Дик, Нажмиддин Мавлянов, Дмитрий Кондратков, Антон Зараев, Феликс Кудрявцев



В спектакле принимает участие Государственная концертно-театральная капелла Москвы, художественный руководитель – Анатолий Судаков



Продолжительность 3 ч. 30 мин.



Возрастная категория 12+

Есть оперы, которые обязаны быть в репертуаре российских театров. Или, скорее, так – хотя бы в репертуаре одного российского (столичного) театра. Просто потому, что иначе мы их потеряем! Опера «Война и мир» – сложнейший технологически спектакль, количество персонажей выходит за полсотни, грандиозные хоры, продолжительность спектакля – все это делает маловероятным постановки «Войны и мира» в других странах. Итальянцы поставят на эти средства четыре оперы Верди, а немцы три оперы Моцарта. И только у нас вопрос «зачем» имеет важнейший ответ: это наша история, это наша музыка, это наша культура!!! И, в конце концов, – это наша жизнь. Ибо в опере этой переплетено все столь дорогое нашему сердцу – и юродивый-Каратаев, и подвиг, и народ, и чувства и сердечность, и необъяснимость поступков, и такая режущая и пронзительная искренность.


Феликс Коробов




Когда речь заходит о великих произведениях русской музыки, да еще написанных по великим произведениям великой русской литературы, никуда не деться от главных смыслов – что существенного открывает нам эта постановка. Многое. В ней есть все, что есть в опере. Патриотический пафос выражен торжественно и с сокровенной лирической глубиной, на арию Кутузова в исполнении Дмитрия Ульянова зал реагирует благодарными аплодисментами, солдатские песни поются с душой, любая привольная тема в оркестровых басах достигает сердца. Любовная коллизия тоже разыграна отчетливо, мир Наташи – ее исполняет грациозная и звонкая Наталья Петрожицкая – трогает и покоряет. Но главное, пожалуй, в другом: Прокофьеву удалось зачерпнуть в романе Толстого и, не разлив, донести до нас человеческое богатство и разнообразие жизни. Каждый из полусотни героев оперы – живой человек и пусть маленькая, но уникальная роль.

Современная театральная практика приводит все больше доводов против системы репертуарного театра. «Война и мир» в Театре Станиславского – серьезный довод за. Дом Станиславского и Немировича-Данченко вывел к нам в обличье героев «Войны и мира» свое достояние – труппу, хранящую старый театральный секрет: как средствами сыгранного ансамбля сотворить портрет человечества.


газета «Ведомости»




На сцене не было ни привычных пушек, ни армейских маршей, ни эффектных разводок статистов. Собранная на сцене массовка со штыками и кольями так и осталась на протяжении огромного батального акта плотной толпой, расступающейся только для прохода Кутузова и Наполеона или для создания красивой диагонали, на фоне которой Кутузов созерцал зрелище кровавого московского пожара. Смысловая аллюзия этой армейской массы, поворачивающейся то «задом», то «передом», состояла, видимо, в том, что служит она не действующим лицом, а лишь фоном событий. А центром по логике должны были бы стать генеральские сцены в ставке Бонапарта и в Филях, где решались «судьбы народные».

У Тителя эти сокрушительные по своей судьбоносности диалоги скорее напоминают философский спор оппонентов – авантюриста Бонапарта, желающего показать «значенье истинной цивилизации» для русских, и Кутузова–Дмитрия Ульянова, тщательно выпевающего знаменитую «Величавую, в солнечных лучах, матерь русских городов» и великодушно берущего на себя ответственность «за разбитые горшки».


«Российская газета»