Театральная компания ЗМ

В сторону Дягилева

Театр оперы и балета им. П.И. Чайковского, Пермь
Премия «Золотая Маска» 2013г. -«Лучшая работа дирижера»
Номинации на Премию - «Лучший спектакль в балете», «Лучшая работа хореографа» (Алексей Мирошниченко), «Лучшая мужская роль» (Александр Таранов -Шут / «Шут»), «Лучшая женская роль» (Ляйсан Гизатуллина - Шутиха / «Шут»)


Игорь Стравинский

MONUMENTUM PRO GESUALDO


Хореография: Джордж Баланчин

Дирижер: Валентин Урюпин

Балетмейстер: Сандра Дженнингс

Художник по костюмам: Елена Соловьева

Художник по свету: Сергей Мартынов

Артисты: Мария Белоусова, Инна Билаш, Мария Меньшикова, Наталья Моисеева, Анна Поистогова, Ростислав Десницкий, Сергей Мершин, Иван Порошин, Герман Стариков, Марат Фадеев

Балет поставлен в сотрудничестве с Фондом Джорджа Баланчина в соответствии со стандартами стиля и техники Баланчина


Пауль Хиндемит

KAMMERMUSIK № 2


Хореография: Джордж Баланчин

Дирижер: Валентин Урюпин

Балетмейстер: Пол Боуз

Художник по костюмам: Елена Соловьева

Художник по свету: Сергей Мартынов



Артисты: Ксения Барбашева, Инна Билаш, Ляйсан Гизатуллина, Наталья Домрачева, Евгения Ляхова, Наталья Макина, Мария Меньшикова, Альбина Рангулова, Анна Терентьева, Ростислав Десницкий, Олег Куликов, Иван Порошин, Александр Таранов, Тарас Товстюк, Денис Толмазов, Никита Четвериков



Балет поставлен в сотрудничестве с Фондом Джорджа Баланчина в соответствии со стандартами стиля и техники Баланчина



Сергей Прокофьев

ШУТ


Сказка про Шута, семерых шутов перешутившего
по мотивам сказок Пермской губернии



Музыка и либретто: Сергей Прокофьев



Сценография: Михаил Ларионов


Дирижер: Теодор Курентзис

Хореография: Алексей Мирошниченко

Художник: Сергей Мартынов

Художник по костюмам: Татьяна Ногинова



Артисты: Александр Таранов, Ляйсан Гизатуллина, Сергей Мершин, Иван Порошин, Евгения Ляхова, Анна Терентьева, Роман Тарханов, Артем Мишаков, Степан Демин, Никита Четвериков, Алексей Лысенко, Дмитрий Звягин, Иван Ткаченко, Максим Темников, Иван Троилов, Алексей Будрин



Продолжительность 2 ч. 30 мн.



Возрастная категория 12+<br>

«Шут» Сергея Прокофьева – золотая партитура, которая связана именно с Пермью. Прежде всего, потому, что за основу либретто Прокофьев взял пермские сказы, и потому, что сам Дягилев фактически был родом из Перми. Дягилев в данном случае не только заказчик. Мы же понимаем, что он принимал живейшее участие в постановке спектакля. Ведь он даже не пригласил настоящего хореографа, поручив это самому Ларионову. Не только потому, что хотел эксперимента, но и потому, что это давало ему возможность самому поставить балет, вмешиваясь в процесс.

Это показывает нам в очередной раз, сколько сокровищ мирового искусства связано с Пермью. Нам очень важно восполнить пробел внимания к «Шуту» в ХХ веке. Это очень большая ответственность, даже в том случае, если бы это была чистая попытка реконструкции. Но мы стараемся не только воссоздать подлинный облик и спектакля, и партитуры, но и продемонстрировать свой взгляд на нее уже как людей, живущих в веке XXI.

После премьеры эта партитура «потерялась». Только в 1970-х годах силами Геннадия Рождественского ее впервые сыграли и записали, а потом опять надолго забыли.

Все потому, что она сложная, и для музыкантов, и для слушателя. Это не тот «нежный» привлекательный Прокофьев, которого все любят слушать и играть. В этом балете Прокофьев пытается двигаться в направлении диссонанса, полиритмии. Он пытается идти в направлении шедевров Стравинского – его главного соперника.

Проект, в рамках которого исполняется «Шут», называется «В сторону Дягилева». Чтобы выразить свое уважение великому импресарио, мы не случайно выбрали «Шута».

На наш взгляд, – это как раз образец рискового Дягилева, который и 90 лет спустя продолжает щекотать традиционный общественный вкус.


Теодор Курентзис




Давно было ясно, что коллекцию балетов Баланчина в пермском театре нужно пополнять. Но нам хотелось не просто чего-то нового для себя, мы решили поставить действительно редкие вещи, которые стали бы подлинным событием для русского балетного пространства и полезными для труппы, с точки зрения новой хореографической лексики, ведь это очень нетипичный Баланчин. «Monumentum pro Gesualdo» – короткий, но очень элегантный, стильный, по-настоящему эстетский балет. «Kammermusik No. 2» уникален тем, как точно Баланчин услышал музыку Хиндемита и как остроумно, искрометно воплотил ее в танце. Этот балет был поставлен в поздний период его жизни, когда уже поползли слухи, что хореограф исписался, что его карьера близится к закату, а он в одно мгновение разрушил стереотип, сочинив совершенно потрясающую вещь.

…Хореография «Шута» создавалась общими усилиями художника Михаила Ларионова, Прокофьева, приглашенного молодого танцовщика Тадеуша Славинского и самого Дягилева. Большую роль в процессе сыграл футурист Ларионов, автор декораций и костюмов. Однако придуманные им объемные экстравагантные костюмы не давали танцовщикам шанса на грациозные па, и вместо того чтобы танцевать, артисты просто перемещались по сцене, меняя позы и ансамбли.

Однако целью нашей постановки был все-таки танец. Мы с художниками Сергеем Мартыновым и Татьяной Ногиновой изучали эскизы Ларионова в архивах Третьяковской галереи. Декорации остались прежними, а костюмы Татьяна придумала другие, но по мотивам ларионовских. Тем самым мы сохранили визуальный облик спектакля и дали артистам возможность по-настоящему развернуться в танце.


Алексей Мирошниченко













Вечер одноактных балетов называется так неспроста. В сторону великого импресарио и знаменитого земляка развернута, в сущности, вся деятельность Пермского оперного театра, большинство премьер, акций, масштабный фестиваль. В новый комплект вошли настоящие репертуарные редкости, два миниатюрных балета Джорджа Баланчина: «Kammermusik № 2» на музыку Хиндемита и «Monumentum pro Gesualdo» на музыку Стравинского. Абсолютные новинки для российской сцены получены, как всегда, из первых рук: строгий Фонд Баланчина прислал Пола Боулза и Сандру Дженнингс, нашедших в пермской труппе все необходимые качества. Прокофьевская «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего» – еще один эксклюзив. После премьеры в дягилевской антрепризе «Шут» счастливой сценической судьбы не имел. Лидер пермской труппы Алексей Мирошниченко рискнул поспорить с историей и, похоже, выиграл. Абсурдистский сюжет русской народной сказки, великолепно озвученная Курентзисом партитура Прокофьева, тщательно возобновленная сценография Михаила Ларионова, плюс новая хореография, которую азартно танцует молодежь театра во главе с Александром Тарановым – главные слагаемые успеха.

Лариса Барыкина