Театральная компания ЗМ

Премии «Золотая Маска» 2014г. - «Лучший спектакль в балете», «Лучшая работа хореографа», «Лучшая женская роль» (Елена Воробьева)
Номинация на Премию - «Лучшая мужская роль» (Андрей Сорокин)

на музыку Антонио Сальери «26 вариаций на тему испанской фолии»

одноактный балет



Хореограф: Вячеслав Самодуров

Дирижер: Павел Клиничев

Художник по костюмам: Елена Зайцева

Художник по свету: Кристофер Стивен Дэйви



Артисты: Елена Воробьева, Андрей Сорокин, Анастасия Кержеманкина, Игорь Булыцын, Наталья Кузнецова, Александр Меркушев, Олеся Мамылова, Андрей Вешкурцев


Продолжительность 25 мин.


Age category 12+

«Вариации Сальери» – мое представление о том, какие изменения переживает классический балет и как он воспринимается в современном мире.
«26 вариаций на тему испанской фолии» Антонио Сальери – это настоящая придворная музыка, величественная, помпезная и… бессмысленная. Кроме красоты формы, вы ничего больше в ней не найдете. Тем не менее, это сочинение действительно великолепно! Порой музыка захватывает меня настолько, что хочется раствориться в ней, следовать с ней в унисон. Но тут же она рождает во мне волну сарказма, и я пытаюсь разыграть ее, одержать над ней верх, пуская в ход приемы современного хореографического арсенала: необычность поддержек и раскрепощенность движений. Это вечный спор красоты и разума, в котором не бывает победителей и побежденных, но который неизменно вызывает восхищение.

Вячеслав Самодуров




«Вариации Сальери» выглядят куртуазной игрой, в которую бросаются постановщик и исполнители. Самодуров сервирует классические па, но то будто выворачивает их наизнанку, то ускоряет раза в два, то меняет плоскость. Сохранить при этом мину звериной серьезности не удается даже самым правоверным артистам. Зато им открывается, что балет – не предмет «классического наследия», а естественное средство коммуникации.

газета «Ведомости»




«26 вариаций на тему испанской фолии» дают возможность 26-ти разнообразным выходам-танцам четырех пар солистов и кордебалета. Каждый выход – не просто концертный танцевальный номер, но маленькая сцена, где автор ведет зрителя по тонкой грани искренности/иронии. Мы и сочувствуем тонким оттенкам не всегда простых отношений между мужчинами и женщинами, солистами и кордебалетом, внутри самого кордебалета. Но и улыбаемся микросюжетам жизненной драмы, представленным сквозь призму старомодных приемов балетной пантомимы новерровского толка. Именно новерровского: музыка Сальери, хоть и написана в 1815 году, но принадлежит веку предыдущему, веку высоких идеалов и Великой революции. Ее чуть выспренная риторичность дает повод к условно-классицистскому театрально-жестовому коду – в духе пантомимной трагедии «отца балета». Артисты заламывают руки в аффектированных жестах мольбы и отчаяния, отвержения и негодования, замирают в «значимых», читаемых позах.

журнал «Музыкальная жизнь»




«Вариации Сальери» – балет с обманчиво простым названием. Вариации и в музыке, и в танце всегда развивают некую Тему. Здесь она проведена последовательно и представлена разнообразно. Это балет о Балете. Нам увлекательно рассказывают о слагаемых балетного спектакля, о танце и пантомиме, о структуре и композиции, чередуя возвышенный слог с ироничной насмешкой, буднично анатомируя секреты профессии и любуясь полученным результатом. Ненароком подводя к мысли: танцевальные каноны, устои и правила существуют, чтобы их нарушать. Или развивать, как язык классического танца, недаром «Вариации Сальери» входят в программу балетов с названием «En pointe». В наши дни балетмейстеров, культивирующих собственно пуантную технику, – по пальцам пересчитать. Вячеслав Самодуров, придумавший очень тонкое, изощренное и притягательно красивое зрелище, как раз из их числа. В екатеринбургской труппе в лице Елены Воробьевой и Андрея Сорокина он нашел отличную поддержку своим идеям.

Лариса Барыкина