Театральная компания ЗМ

Премия «Золотая Маска» 2014г. - «Лучший спектакль-эксперимент»

Идея, сценарий, постановка и хореография: Герд Хартман, Андрей Афонин

Музыка: Мария Пономарева, Елена Осипова, Иван Афонин, Варвара Крупская

Художник по свету: Алексей Наумов

Декорации и костюмы: Ксения Кочубей



Артисты: Владимир Голубев, Павел Журавихин, Нина Кунгурова, Александр Довгань, Светлана Евсеева, Евгения Скокова, Марина Козлова, Станислав Большаков



В спектакле звучат тексты, написанные людьми с интеллектуальной недостаточностью и проблемами психического здоровья



Продолжительность 1 ч. 20 мин.


Age category 12+

Совместный проект с театральной студией «Круг II» и Гете-Институтом в Москве



В основе спектакля лежат литературные произведения современных российских писателей с ограниченными возможностями здоровья – автобиографические эссе, короткие истории, стихи и сказки. При выборе произведений нам было важно, чтобы они раскрывали особое восприятие действительности их авторов. Все эти материалы мы собрали в единый коллаж без сюжетной линии и без психологически ярких действующих лиц. Мы представляем эти произведения как проявления жизни, не даем оценки, не видим в них историю болезни, мы работаем с ними как с литературными текстами, то есть сохраняем их силу и отчужденность, а также чуткость, прямоту и простоту, интерпретируя их через пластику и танец.

Герд Хартман




«Отдаленная близость» – не случайное название, это в каком-то смысле суть искусства… Мы часто думаем, что то, что у нас под носом, нам известно, а далекое страшно. Но, поднеся свою руку к носу, я с трудом вижу ее. Мы часто обманываемся в своих представлениях и с трудом признаемся в этом. Мы часто видим связи там, где хотим видеть, а не там, где они есть. Мне не нравится другой во мне и я – в другом. Но этот далекий другой может показать мне как раз то, в чем я нуждаюсь, но о чем боюсь себя спросить.

Андрей Афонин




На маленькой сцене почти нет декораций: цветные щиты да деревянный стол. Друг за другом выходят, танцуя, три пары: в каждой из них один профессиональный актер, а другой – непрофессионал с ограниченными возможностями здоровья, но кто здесь кто, сразу понимаешь не всегда, настолько изящны и слажены их движения.

Две обаятельные улыбчивые женщины – блондинка и брюнетка – рассказывают о деревенской жизни. «Мама стирает белье», «Идет дождь» – фразы простые и абсолютно безмятежные, так что очевидно: автор текста смотрит на мир глазами маленького ребенка. Другая пара, напротив, драматична: двое мужчин в серых пуловерах словно срослись лбами и так неуклюже передвигаются по сцене, не в силах разлепиться. Это – два «Я», живущие в одном человеке и находящиеся в вечном напряженном диалоге: внешний мир для раздвоенного сознания пугающе непонятен и часто откровенно враждебен. Третья пара состоит из женщины-танцовщицы и хрупкого мужчины – говорят они друг с другом тоже о страхе, но еще и о любви.

В основе спектакля «Отдаленная близость» – девять прозаических и поэтических текстов людей с особенностями ментального развития, психическими отклонениями. Единого сюжета в нем нет. Тексты не всегда предстают в виде диалогов, есть тут и сказки: например, история в духе Хармса о том, как девочка подружилась с тараканом. Или сказка о Золушке, которая «пошла в лес и нашла русскую розу». Есть монолог, который произносит совсем юная девушка: «Почему я живу? Не знаю ответа на этот вопрос. Так и живу безответная». Получается монтаж разных восприятий мира, при этом возникает четкое чувство, что все это имеет отношение и к тебе. Не случайно же один из героев говорит: «Я есть отражение страхов и внутренних переживаний нормальных людей».

газета «Ведомости. Пятница»