Театральная компания ЗМ

Премии «Золотая Маска» 2015г. - «Лучший спектакль в современном танце», «Лучшая работа художника по свету»
Номинации на Премию - «Лучшая работа хореографа», «Лучшая работа художника в музыкальном театре»
танцевальный перформанс



Автор, хореограф: Анна Абалихина

Художник: Галя Солодовникова

Саунд-дизайнер: Вангелино Курентзис

Художник по свету: Сергей Васильев

Видео: Евгений Афонин



Артисты: Юрий Чулков, Полина Пшиндина



Продолжительность 50 мин.
Age category 16+


Спектакль об эволюции? Ну да, в некотором роде – но не иллюстрация к дарвиновскому учебнику, а притча о прогрессе, о переменах, об осознании себя. В начале спектакля в полутьме на подиуме-бассейне лежит свернувшееся существо. Округлое, непонятное, бьющееся в каком-то внутреннем ритме, выпрастывающее наконец из кокона руки и ноги – но использующее их не как млекопитающие, а в качестве замены плавников или щупалец.

Начинается его путешествие, исследование себя и мира.

Человек, пришедший на «Экспонат/Пробуждение» с улицы будет ошарашен способом высказывания – но никогда ему в голову не придет сказать наивное «я тоже так могу», которым народ зачастую встречает те танцы, в которых нет фуэте.
Потому что ясно: не сможет. Вот так плыть в «ледяном» бассейне только телом, зрительно «убирая» руки. Мгновенно изгибаться, будто вовсе нет костей; выдавать скорость акулы и мгновенную расслабленность черепахи. Так вписываться в проекцию, будь то звездное небо или некая клеточная структура.

Из плавающей позы – буквально перетекать на колени и идти на корточках – естественно, словно это результат многовековой эволюции, и сосредоточенно, как ребенок на первом уроке грамоты. И наконец, в самом финале – вставать, впервые водружаться на две конечности. Торжество не только Homo sapiens, но и хореографа – от личного исполнения к взгляду в перспективу.

интернет-издание «Gazeta.ru»




Новый спектакль, который поставлен с учетом невероятных возможностей Новой сцены Александринского театра, «Экспонат /Пробуждение», Абалихина называет телесной инсталляцией. Перформеры в нем обвешаны датчиками, преобразующими параметры тела в световую и звуковую композицию. Такой спектакль предполагает некоторую зрительскую смелость, опыт не совсем театра, но активного наблюдения, даже лицезрения.

Этот технический аттракцион оживления предлагает нащупать те самые границы между сном и реальностью, между живым и неживым, физическим и виртуальным, которые так увлекают Абалихину и которые все больше определяют сегодняшнюю жизнь каждого. И вдруг они оказываются глубоко укоренены в театральной, и даже балетной, традиции с ее заколдованными принцессами и аллегориями сил природы.

журнал «Театр», блог




Драма и даже саспенс поиска баланса, при котором можно встать на ноги, на путь обретения себя человеком, происходит весь спектакль, во время которого мы понимаем, что и в партерных позициях это уже человек, не насекомое, довольное передвижением лежа, – так велика воля к двуногости и к свободе из любого «квадрата», отведенной ячейки вообще. Новый человек, Homo Performans, плашмя мечется, гидрогель красиво светится и переливается, как океан – и он таки получит искомую точку опоры. Мы смотрим на это как на откровение: новорожденный Homo Performans не лежит и корчится, не рвется из углов – но стоит, являя чудо подвига и становления, проявляя сакральное в современном искусстве, наливаясь силой.

журнал «Театрал»





Самый необычный современный танец создала одна из ведущих российских женщин-хореографов. Жанр «Экспоната/Пробуждения» она определила перформансом-инсталляцией. На протяжении 50 минут зритель присутствует при завораживающе медитативной, почти физиологической процедуре, на глазах превращающейся в художественный акт – рождение движения. В квадратном бассейне, заполненном льдом (имитированным, конечно), из полиэтиленового кокона высвобождается обнаженное тело в резиновых трусах и шапочке. Сольный спектакль, в центре внимания которого оказывается ежесекундный порыв к танцу, демонстрирует возникновение связей между мышцами и каждым позвонком, пластическое взаимодействие верхних и нижних конечностей. Это есть реконструкция пратанца, пробуждение танца, то, с чего он начинается. «Прорастайте вниз, улыбайтесь ключицами», – как-то сказала Анна Абалихина, и эти ее слова точно отражают смысл данной постановки. Дополнительное значение перформансу придает само место рождения: город, где на Неву выходит здание Кунсткамеры, музея, в котором экспонируются эмбрионы в колбах.

Варвара Вязовкина