Театральная компания ЗМ

Номинации на Премию «Золотая Маска» 2019 г. – «Лучший спектакль в драме, большая форма», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа художника», «Лучшая работа художника по костюмам», «Лучшая работа художника по свету», «Лучшая женская роль» (Лаура Пицхелаури), «Лучшая мужская роль второго плана» (Сергей Перегудов)
Режиссер: Юрий Бутусов
Художник-постановщик: Владимир Фирер
Художник по свету: Александр Сиваев
Звукорежиссер: Фаина Макоева

Артисты: Лаура Пицхелаури, Сергей Перегудов, Виталий Куликов, Евгения Евстигнеева, Олег Федоров, Федор Пшеничный, Юстина Вонщик, Иван Бровин, Роман Кочержевский, Всеволод Цурило, Сергей Волков, Александр Новиков, Роман Баранов

Продолжительность 4 ч.
Age category 16+
Гамлет – давно уже миф, не человек. Это – духовная субстанция, не имеющая ни возраста, ни пола, ни веса, ни запаха. Один из главных героев мировой культуры, вечный мститель и вечная жертва, Гамлет всегда остается тайной. Он тот, кто бросает вызов веку. Понять Гамлета – значит, понять век. В спектакле Гамлет неистов, непримирим, беспощаден к уродству – как ребенок. И, как ребенок, хрупок и чист. В этом его огромная, всепобеждающая сила. Он вселяет любовь. Воин, который способен все на свете оплакать. Хрупкому Гамлету, идущему с мечом на само время, так легко сострадать. Проживая трагедию вместе с этим прекрасным, жестоким и уязвимым героем, зритель оказывается вместе с ним наедине с сияющей красотою бездной – притягательной и опасной. Бездной, куда заглядывал Шекспир.
None
У Юрия Бутусова зеркало сцены перекрывает белоснежная стена – гигантский лист писчей бумаги, экран, который так и останется девственно чистым до конца спектакля, экран, на который проецируется пустота без конца и без края. Сценография аскетична – лишь изредка стерильное, лишенное примет быта пространство рассекает графичная линия длинного черного стола, выглядящего мостками в инобытие. Для этого образа художника Владимира Фирера режиссура задает широкий коридор интерпретаций – все они будут, что называется, работать на авторский замысел. Конечно, «Гамлет» для человека медийной эпохи – «слова, слова, слова», приблизиться к их истинному содержанию мы, сегодняшние, вряд ли способны. Здесь и другой важный мотив – театру и зрителю непросто преодолеть инерцию восприятия заигранного и заслушанного текста: четыре столетия сценической истории «Гамлета» сливаются в неразличимый белый шум. Но едва ли не центральной для режиссера становится мысль о том, что современная реальность с ее тотальной относительностью всего и вся, с ее невозможностью увидеть цельную картину происходящего лишена явно выраженных свойств и потому непостижима – у нее, констатирует Бутусов, нет идей и сюжетов, способных воплотиться в «Гамлета».
None
В этом спектакле Юрия Бутусова смешалось все – тайна и откровение, фантазия и импровизация, сон и сегодняшняя явь, трагическая клоунада и медитативная исповедальность, комедиантство и чеховская «тоска от жизни», бремя опыта и бунт юности, ее же максимализм, разъедаемый бездействием, доводящим до сумасшествия. Обреченная неизменность бытия, сложившаяся сто тысяч лет назад, и живые человеческие метаморфозы персонажей. Юный принц Гамлет (Лаура Пицхелаури) – вовсе не андрогин, но любое дитя «вывихнутого века», одинокое, брошенное на заклание «традициям», пока еще не сознающее, что «юность – это возмездие». А каким сложным, трагическим, думающим получился Клавдий Сергея Перегудова. Кажется, именно у него запавшие, утонувшие в черноте зрачки обращены, согласно Шекспиру, прямо в душу. Верша зло, умея при этом любить по-настоящему, он один, наверное, способен понять и оценить то, что творит сам, и то, что делается вокруг. В финале Гамлет кажется совсем хрупким и невесомым под тяжестью огромного деревянного меча, который он и поднять-то не в состоянии. Он никого не убивает, все остается по-прежнему. Этот финал полон правды, прекрасного идеализма и трагически безнадежен.

На странице использованы фотографии Юлии Смелкиной