Театральная компания ЗМ

Award nominations 2020

Драма / спектакль большой формы
работа режиссера (Pyotr Shereshevsky)
мужская роль ()
женская роль второго плана ()
мужская роль второго плана ()
фантазия в 2-х действиях на тему комедии Николая Гоголя

Режиссер-постановщик: Петр Шерешевский
Сценография и костюмы: Александр Стройло
Художник по свету: Петр Шерешевский
Звукорежиссер: Егор Бурыкин
Онлайн-видеомонтаж: Александр Меньшиков
Операторы видеосъемки: Александр Овчаренко, Мария Петрук, Андрей Ярославлев

Артисты: Евгений Терских, Ангелина Курганская, Дарья Чураева, Галина Шукшанова, Сергей Попков, Валентина Банакова, Виктор Яковлев, Ирина Смирнова, Андрей Кузин, Анна Шуваева, Максим Плеханов, Денис Кугай, Лев Орешкин, Камиль Хардин, Роман Сердюков, Екатерина Миронова, Александр Овчаренко, Андрей Ярославлев, Мария Петрук, Наталья Петрова,

Продолжительность 2 ч. 50 мин.
Age category 18+
Оглядываясь кругом, мы с прискорбием должны констатировать, что в России за без малого двести лет не изменилось ничего. Но чтобы зритель мог ощутить это кожей, нам кажется неверным рассказывать историю, случившуюся когда-то, давным-давно. Чтобы оставаться верными духу и смыслу, а не букве Гоголя, мы должны взглянуть через его текст на современное нам общество. Поэтому мы постарались пройти по грани гиперреализма, рассказывая эту историю с достоверностью даже не театральной, но кинематографической. Спектакль – как натуралистическое кино, снимаемое на наших глазах. Но если взглянуть на «Ревизора» с точки зрения эстетической, мы увидим, что это не бытописательство. А сконцентрированная в маленьком провинциальном городке модель мира. Взгляд на «человеков», позабывших, что у них она есть, эта самая душа. И неведомо, как напомнит нам мир о том, что мы рождены на этой земле не для того, чтобы вкусно есть и сладко спать, но для чего-то большего. Поэтому из гиперреализма необходимо «выпадать» в гротесковый абсурд, морок, сон… За счет этой смены стиля, сочетания несочетаемого высекается объем художественного высказывания.
«Ревизор» Петра Шерешевского – фантазия в двух действиях на пьесу Николая Васильевича, гения своей эпохи и истинного христианина – в нашей стране, да и героями спектакля, это качество ценится. Кажется, уже на подкорке у каждого россиянина высечена фамилия Гоголя рядом с Пушкиным, Грибоедовым, Салтыковым-Щедриным, помещена в рамку, под пуленепробиваемое стекло, с позолоченной подписью: «Про нас. Про Россию». Шерешевский этой музейностью не отягощен. Нахально врывается – и он в праве – в постановку Шерешевского сегодняшний день. Диктует свои порядки, вкладывая в руки героям современные гаджеты, а на языки – слова из нашего обихода, где письма приходят в Телеграм, заблокированный на территории РФ. Где существует понятие «бомж», где отрываются под рок, а на семейных застольях по-старинке затягивают Окуджаву под гитару. Даже курс рубля современный, в тысячах меряется рыжими хабаровскими бумажками, а не сотенными ассигнациями. Да и не спектакль у Шерешевского вовсе – многосерийный фильм, который снимается на сцене в режиме онлайн. Всё действие – на огромном экране над авансценой, делящемся на четыре квадрата картинок от разных камер. Под экраном – в темную глубину простирается мир героев пьесы, выстроенный сценографом Александром Стройло.
Петр Шерешевский ставит гоголевского «Ревизора» как пьесу из жизни чиновничьей верхушки современного российского города. Ничего в этом удивительного нет, Гоголь в России всегда актуален, удивительно скорее то, как много режиссер и актеры находят в этой старой истории новых точных деталей, позволяющих увидеть ее как свежую и не лишенную драматизма. Вот собрала семья городского головы (а по-сегодняшнему – мэра) большое застолье друзей-чиновников в связи с окончанием школы любимой дочкой. Все хором поют Окуджаву, вдохновенно читают стихи – это герои, воспитанные еще в советском интеллигентском духе, а в новые времена сделавшие карьеру. То, что происходит в квартире Городничего, снимается сразу на несколько камер, и на огромном экране, занимающем всю верхнюю половину сцены, мы видим героев крупным планом. Новость о приехавшем ревизоре приходит Сквозник-Дмухановскому по мессенджеру в телефоне. Купцы жалуются на чиновника-взяточника на местном телевидении. Хлестаков свое финальное разоблачительное письмо Тряпичкину выкладывает в сеть как видеоблог. Но дело, конечно, не в технологиях, которые тем не менее ложатся на гоголевскую комедию как влитые. А в том, как мы теперь через «Ревизора» видим окружающую жизнь. Например, Бобчинский и Добчинский тут – рокеры, прикормленная властью культурная элита. Местное телевидение как ни храбрится – все равно под пятой у начальства. А семья Городничего готова буквально продать свою любимую дочку развязному хаму ради карьеры в столице. И сегодняшний финал гоголевской истории выглядит трагически.

На странице использованы фотографии Андрея Кокшарова