Театральная компания ЗМ

Номинации на Премию «Золотая Маска» 2006г.- «Лучший спектакль в драме, малая форма», «Лучшая работа режиссера»
сценическая композиция Сергея Женовача по 9-ти главам романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»

Композиция и постановка Сергей Женовач

Художник Мария Утробина

Художник по свету Евгений Виноградов



Артисты: Александр Коручеков, Андрей Шибаршин, Сергей Пирняк, Алексей Вертков, Мария Шашлова, Анна Рудь, Татьяна Волкова, Татьяна Василькина, Ольга Калашникова, Мириам Сехон, Максим Лютиков, Александр Лутошкин, Григорий Служитель, Тихон Котрелев, Александр Обласов, Сергей Качанов, Сергей Аброскин



Продолжительность 1 ч. 50 мин.



фотографии © Олег Черноус
Импульсом к созданию спектакля «Мальчики» стала для меня поездка в Старую Руссу. Она ведь была неким прообразом Скотопригоньевска – места действия романа «Братья Карамазовы». Я гулял по городу, только что прошел дождь, на дорогах остались лужи. И вдруг я увидел, как навстречу идет компания пацанов лет девяти-двенадцати. Идут шеренгой, держась за плечи, и обходят лужи, не разрывая свою цепочку, не разрушая свое мальчишеское братство. И я тут же понял, как делать «Мальчиков». Сел и за несколько недель написал композицию. И ход сразу нашелся – мальчики все время должны быть на сцене, чтобы на наших глазах с ними произошли все изменения, и они прошли путь от ненависти к любви.
Сергей Женовач, интервью газете «Культура»



Берясь за «Мальчиков», Женовач предпринимал выбор рисковый: более сентиментальные, а местами и открыто экзальтированные страницы у Достоевского если и сыщешь, то с трудом. Как справиться с таким потоком эмоций, как не оказаться снесенным бурным течением? Но Женовач ставил программно-сентиментальный спектакль и восторженной экзальтации ничуть не опасался.

По мере развития спектакля постепенно осознаешь, что вычлененные из романного контекста сцены сами по себе складываются чуть ли не в некий евангельский апокриф, повествующий о воскресении из мертвых. Начнется с ненависти, а закончится всеобщей любовью, массовым братанием…

Собака по кличке Перезвон у Достоевского едва упоминается, а Женовач делает ее полноценным действующим лицом. Эти щенячьи восторги, эта преувеличенная жажда нежности и любви с далеко высунутым от усердия влажным языком могут служить чуть ли не метафорой спектакля. У Женовача напрочь отсутствует не то что бы ирония по отношению к сентиментальничанью Достоевского, но даже и всякий естественный механизм сопротивления восторгам, свойственный застенчивой человеческой природе. Временами спектакль начинает смахивать на слащавую книжку о добром боженьке для воскресных школ, и зрителю порой кажется, что впору руками развести: ну, это уж ни в какие ворота. Но в следующее мгновение понимаешь: режиссер совершенно сознательно работает с архаической категорией «умиления».

Женовач построил мир для Алеши, и все в этом мире есть Бог, есть любовь. Режиссерское донкихотство сегодня дорогого стоит.
«Газета»




Совершенно неожиданная история, перефразируя Достоевского, – не нашего времени случай. И, пожалуй, Женовач – единственный, кто мог, во-первых, обратить внимание на такой сюжет, поверить в его театральность, а во-вторых или даже в-третьих – научить актеров произносить заведомые истины как слова, идущие от самого сердца.
«Независимая газета»