Театральная компания ЗМ

Участник программы «Маска Плюс» Фестиваля 2009 года
Режиссер: Галина Пьянова

Художник: Айгерим Бекмуханбетова

Художник по свету: Владимир Кужель

Композитор: Мамед Садых - Пур

Постановщик трюков: Курбан Додарходжаев



Артисты: Вероника Насальская, Елена Тайматова, Павел Пермяков, Елена Набокова, Мамед Садых-Пур




В спектакле использованы известные клоунские репризы ХХ века:

«Отелло» (Цирк Саломонского)

«Сомнамбула» (Тристан Реми)

«Свечка»" (Д. Альперов)

«Каннибалы» (Карл Валентин)

«Продажа цирка» (Карл Валентин)

Продолжительность 2 ч. 30 мин.

Мы сейчас переживаем смутное время. Когда сталкиваются два века, это всегда эпоха потрясений. Идет новый виток, новый всплеск в искусстве, в поэзии. И если был «Серебряный век», то сей¬час, наверное, наступает «Ка¬леный». Те же настроения в обществе, что и столетие назад. Вот и поместили цирк в то временное место, где его никто не ждет. Могу сказать, что все репризы – настоящие, то есть адаптированные, конечно, но все они имели место быть сто лет назад. И «Каннибалы», и «Отелло», и «Ангел» – все это реаль¬ные сцены, которые были в моде в начале прошлого века. Поче¬му этот клоун с развращенной душой постоянно играет роль ангела? Подспудная потребность в компенсации – вот что им движет. Так же и Рыжий, и Белый клоуны – реальны. Ры¬жие всегда были своего рода рабсилой, на них «ездили», их всячески пинали, они действи¬тельно часто, казалось бы, беспричинно умирали. Клоун – артист, всегда отражает историческую и соци¬альную ситуацию.


Галина Пьянова



Их всего пять. Они нашли друг друга и счастливы. В репетициях и выступлениях они не замечают, как проходит лето и наступает зима. Они не видят, как умирают близкие и как взрослеют дети. Они не обращают никакого внимания на мировые катаклизмы и криминальные хроники. Пока не выходят на манеж! И здесь начинается стихия. Чем беззаботнее время – тем оптимистичнее их шутки. Чем страшнее наше Сегодня – тем более «кровожаднее» становятся Клоуны. Они только отражение нас самих. Не лучше и не хуже.
Это спектакль о горьких слезах клоуна, который осознает, что не нужен своей аудитории, вынужденный потерпеть фиаско и распродать цирк по частям. Спектакль о цирке завершается на отчаянно дребезжащей, почти суицидной ноте. Ощущение ненужности миру и ненужности самому себе порождает трагифарсовый колорит постановки и самого театра, занятого самооправданием и выживанием. Эта интонация очень точна, очень справедлива. Все-таки не дай Бог дожить до ситуации, когда театральные деятели самим себе задают вопрос, а нужен ли театр моей стране.


журнал «Театрал»



Театр «АRТиШОК» был создан в 2001 году как первая независимая профессиональная театральная компания Казахстана. Театр также проводит проекты: «Театральные импровизации», клуб «АRТиШОК-сейшн», фестиваль современной казахстанской драматургии «Театр в поисках автора», международный фестиваль «АRТиШОК». Творческая концепция театра – «театрализация театрального искусства» и «театрализация жизни», творческий метод – театральная импровизация. В рамках этой концепции театр работает как на стационарных площадках, так и в жанре «уличного театра».