Театральная компания ЗМ

Участник программы «Маска Плюс» Фестиваля 2009 года

Режиссер-постановщик: Иса Чакхиев

Композитор: Тимур Дзеитов

Художник: Тарахан Мальсагов

Балетмейстер: Мансур Мустафинов

Художник по свету: Магомед Яндиев, Якуб Куштов

Артисты: Муртаз Озиев, Магомед-Башир Галаев, Муса Чакхиев, Мурад Галаев, Ваха Хадзиев, Махмуд Нальгиев, Адам Бузуртамов, Ахмед Евлоев, Мурад Сампиев, Юсуп Нальгиев, Муслим Мустафинов, Муслим Албогачиев, Адам Итазов, Умалат Абадиев, Зелимкап Цуров, Марина Сакалова, Рукиет Дзеитова, Диана Мержуева, Хава Ганиева, Зарета Гандалоева, Иса Чакхиев, Лемма Исаев, Дауд Медаров, Адам Точиев, Зульфия Кукурхоева, Аза Мислаурова, Диана Могупткова, Лида Майсигова, Адам Гадиев, Алихан Хаптагультов, Алихан Цуров, Иса Могушков

Продолжительность 1 ч. 50 мин

В репертуаре Национального театра, безусловно, должны быть спектакли исторической тематики. Нам хотелось проследить на примере исторических событий связь далекого прошлого и сегодняшнего дня. Создав на сцене образы людей XVIII века, мы ставили цель показать, в первую очередь, народу Ингушетии все его лучшие качества, которые уходят в далекую эпоху, весь этикет, форму жизни, с тем, чтобы наши зрители не забывали свою историю.
Хотя спектакль рассказывает о событиях древности, проблемы, поднятые в нем все также актуальны и сегодня. Этот спектакль сродни «Слову о полку Игоревом», главной темой которого звучит призыв к единению нации. Наши предки-горцы нашли выход в лучшую жизнь. Сегодня перед нами стоит та же задача, а для этого необходимо искать пути консолидации народа. И наш театр делает это доступным для него способом.


Иса Чакхиев



Действие спектакля переносит нас в один из самых тяжелых периодов ингушской истории. Восемнадцатый век. Горный аул. Ингушетия на излете средневековья. Древний край потрясают нестабильность, неопределенность и социальный кризис. Жизнь Жанхота, предводителя рода и отца семи сыновей подчинена одной мысли: «Каждый живет для себя. Мир – это дом горя, если ты не умеешь жить». Падение Жанхота заключается не в гибели его сыновей, не в крахе его гегемонии. Падение Жанхота - это нравственное падение, это несостоятельность его идеалов и жизненных критериев.
Республиканская
газета «Сердало»






Точкой отсчета ингушского театра можно считать первую краевую олимпиаду искусств народов Северного Кавказа, проходившую в Ростове- на–Дону в декабре 1931г .
Одним из ключевых номеров программы ингушской делегации была постановка пьесы Дошлуко и Орцхо Мальсаговых «Перелом». В той пьесе выступил Идрис Базоркин.
В послевоенные годы пришли в театр выпускники Воронежского института искусств, ингушской театральной студии Ленинградского института театра, музыки и кинематографии. Произошло разделение Чечено- Ингушского театра им. Х. Нурадилова на чеченскую и ингушскую труппы.
Основной осью ингушской труппы стал Магомет Цицкиев. Актер, обладавший огромным диапазоном творческих возможностей, он одинаково виртуозно использовал яркие гротесковые краски, подкупал сдержанной мужественностью, строгостью внешнего рисунка, углубленным психологизмом в характере внутреннего мира своего героя. Режиссер, сумевший сплотить молодой коллектив, объединить общей идеей в достижении творческих высот.
Магомет Цицкиев и Руслан Хакишев- вот режиссеры, принесшие славу этому коллективу.
В 1984 г. в ингушскую труппу влились выпускники Грузинского государственного института театрального искусства.
Накануне нового 1988 года ингушская труппа получила статус Республиканского ингушского драматического театра. В том же году набрали студентов в ингушскую театральную студию при Чечено- Ингушском университете в Грозном. Эти артисты и являются сегодня костяком нынешнего Ингушского драматического театра.
В 1993 г. театр переехал в Назрань.В 1994-м театр получил статус государственного с присвоением ему имени Идриса Базоркина.