Театральная компания ЗМ
Номинации

Владимир Васильев


Артист балета, балетмейстер, режиссер театра и кино, педагог, актер, художник, поэт. Народный артист СССР, народный артист РФ. Лауреат Ленинской премии, Государственных премий СССР и РФ, премии Ленинского комсомола, Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых. Награжден орденами: Ленина, Дружбы народов, Трудового Красного Знамени, «За заслуги перед Отечеством» IV и III степени; «За заслуги», Франция, «Рио Бранко», Бразилия, «Восходящего солнца», Япония, командор ордена «Звезда Италии». Почетный гражданин городов Буэнос-Айрес, Аргентина, и Тусон, США. Обладатель Гран при I Международного конкурса артистов балета в Варне, Болгария, Золотой медали VII Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Вене, Австрия, премии В. Нижинского – «Лучший танцовщик мира» и премии М. Петипа (совм. с Е. Максимовой) – «Лучший дуэт мира» Парижской академии танца, Франция, и многих других международных и оте-чественных призов и премий. Окончил Московское хореографическое училище при Большом театре в 1958, в 1958– 1988 ведущий танцовщик Большого театра, в 1960–1990 приглашенный солист балетных трупп Италии, Франции, Германии, Венгрии, Польши, Венесуэлы, Австрии, Аргентины, Кубы, Бразилии, Канады, США. Первый исполнитель партий в балетах Большого театра: Солист – «Танцевальная сюита» на музыку Д. Шостаковича, Иванушка – «Конек-Горбунок» Р.Щедрина, Раб – «Спартак» А. Хачатуряна (постановка Л. Якобсона), Лукаш – «Лесная песня» Г. Жуковского, Солист – «Класс-концерт» на музыку А. Глазунова, А. Рубинштейна, К. Лядова, Д. Шостаковича, Меджнун – «Лейли и Меджнун» С. Баласаняна, Петрушка – «Петрушка» И. Стравинского (постановка К. Боярского по М. Фокину), Щелкунчик – «Щелкунчик» П.И. Чайковского, Спартак – «Спартак», Сергей – «Ангара» А. Эшпая, Голубая птица и Принц Дезире – «Спящая красавица» П.И. Чайковского (все – постановки Ю. Григоровича), Икар – «Икар» С. Слонимского (2-я редакция), Макбет – «Макбет» К. Молчанова, Петр Леонтьевич – «Анюта» на музыку В. Гаврилина (все – постановки В. Васильева). Другие партии в балетах Большого театра: Данила – «Каменный цветок» и Иван IV – «Иван Грозный» на музыку С. Прокофьева, Юноша – «Шопениана» на музыку Ф. Шопена, Принц – «Золушка» С. Прокофьева, Пан – хореографиче-ская сцена «Вальпургиева ночь» из оперы «Фауст» Ш. Гуно, Андрей – «Страницы жизни» А. Баланчивадзе, Паганини – «Паганини» на музыку С. Рахманинова, Альберт – «Жизель» А. Адана, Ромео – «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, Батыр – «Шурале» Ф. Яруллина, Базиль – «Дон Кихот» Л. Минкуса, Фрондозо – «Лауренсия» А. Крейна. Первый исполнитель партий в собственных постановках на других сценах: Солист – «В честь Галины Улановой», Концертный зал «Плейель», Париж; Петр Леонтьевич – «Анюта», театр «Сан-Карло», Италия; Солист – «Я хочу танцевать» («Ностальгия») на музыку русских композиторов и «Фрагменты одной биографии» на музыку аргентинских композиторов, Концертный зал «Россия», Мачеха – «Золушка», театр «Кремлевский балет». Первый исполнитель партий в постановках зарубежных балетмейстеров: Юноша – «Петрушка», постановка М. Бежара, труппа «Балет ХХ века», Бельгия; Зорба – «Грек Зорба» на музыку М. Теодоракиса, постановка Лорки Мясина, «Арена ди Верона», Италия; Пульчинелла – «Пульчинелла» И. Стравинского и Барон – «Парижское веселье» на музыку Ж. Оффенбаха, обе постановки Лорки Мясина по Леониду Мясину в театре «Сан-Карло». Исполнил партию Профессора Унрата в постановке Р. Пети «Голубой ангел» на музыку М. Констана в труппе «Марсельский балет». Первый исполнитель в музыкально-драматиче-ских спектаклях: Балда – «Сказка о попе и работнике его Балде» на музыку Д. Шостаковича в Концертном зале им. П. И. Чайковского (поста-новка В. Васильева), Нижинский – «Нижинский» в театре «Сан-Карло», Маэстро – «Долгое путешествие в Рождественскую ночь» и Нижинский/Дягилев – «Дягилев Мусагет» в Римской опере (все – постановки режиссера Б. Менегатти). Поставил спектакли на сценах страны и мира: «Анюта», «Балда», «Балетные шедевры в оперной классике», «Блуждающие звезды», «Dona nobis pacem» («Даруй нам мир»), «Дом у дороги», «Дон Кихот», «Жизель», «Заклятие рода Эшеров», «Золушка», «Икар», «Класс-концерт Владимира Васильева», «Красный мак», «Лебединое озеро», «Макбет», «Ностальгия», «Прогулки», «Ромео и Джульетта», «Фрагменты одной биографии», «Франческа да Римини», «Щелкунчик», «Эти чарующие звуки…». Постановки В. Васильева шли в Большом театре России, Театре «Кремлевский балет», Музыкальном театре им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, театре «Новая опера», театре «Балет Москва»; в Челябинском, Татарском, Пермском, Самарском, Воронежском, Башкирском, Красноярском, Новосибирском театрах оперы и балета; в Белорусском Большом театре, Латвийском и Литовском театрах оперы и балета, Немецкой государственной опере, Будапештском театре, театре «Сан-Карло», Театро Мунисипал в Рио-де-Жанейро, в АВТ в Нью-Йорке, труппе «Токио-балет», Сербском народном театре, Греческом балете; в Школе Большого театра в Бразилии; на Фестивале РНО; фестивале в Напе, США; в Ансамбле песни и танца «Алтай». Поставил в качестве режиссера и сценографа вечера современной хореографии в рамках «Творческой мастерской Владимира Васильева»: по произведениям А. Платонова – в Воронежском и Красноярском театрах оперы и балета; по произведениям В. Астафьева – в Красноярском театре оперы и балета; по произведениям Н. Гоголя и Л. Толстого – в театре «Балет Евгения Панфилова», Пермь; по произведениям В. Шукшина в Ансамбле песни и танца «Алтай». Хореограф спектаклей: сказка-комедия «Принцесса и Дровосек» в театре «Современник»; опера-балет «Тахир и Зухра» в Узбекском театре оперы и балета, рок-опера «Юнона и Авось» в театре «Ленком» (режиссер М. Захаров), «Танцы с учителем» в Театре Российской армии (режиссер Ю. Гусман), опер Дж. Верди «Аида» на сценах Римской оперы, «Арена ди Верона», «Ла Скала», «Театро Массимо» и «Травиата» в Римской опере (режис-сер Ф. Дзеффирелли). Режиссер-постановщик музыкально-драматических и музыкально-литературных спектаклей, среди которых: «Страницы из Библии», «Танец и звук», «“Баллада” – хореографическая фантазия», «Унесенные ветром», «Маскарад без масок», «Бал после сражений», «Тайны Дон Жуана». Режиссер-постановщик опер «Травиата» и «Русалка» А. Даргомыжского. Режиссер-постановщик оригинальных телебалетов «Анюта» (также хореограф и исполнитель партии Петра Леонтьевича) и «Дом у дороги» (также хореограф и исполнитель партии Андрея; оба – совм. с А. Белинским), художественного кинофильма «Фуэте» (также хореограф и исполнитель роли Андрея Новикова/Мастера; совм. с Б. Ермолаевым), телевизионного фильма-оратории «Евангелие для лукавого» (также хореограф и исполнитель главных ролей). Снимался в роли Арлекина в оригинальном телебалете «Трапеция»; в роли Сида Котмена в художественном телефильме «Жиголо и жиголетта» (также хореограф), в фильме-опере «Травиата» Ф. Дзеффирелли (хореограф и исполнитель Испанского танца), в ряде экранизаций спектаклей Большого театра, во многих документальных фильмах и фильмах-концертах. Хореограф художественных кинофильмов «Мать» (режиссер Г. Панфилов) и «Андерсен. Жизнь без любви» (режиссер Э. Рязанов). В качестве художника оформил балеты: «Дон Кихот», «Заклятие рода Эшеров», «Красный мак», «Макбет», «Франческа да Римини», «Жизель», «Щелкунчик», «Икар», «Блуждающие звезды». Персональные выставки живописных работ в 1999–2018: в Музее-квартире С. Рихтера в Москве, Большом театре, Художественной галерее, Пермь, Художественной галерее в Варне, Зале Габриэль в Париже, Центровентусе, Жоинвилль, Бразилия, театральном музее им. А.А. Бахрушина; Выставочном комплексе Юсуповского дворца, Санкт-Петербург, и др. Опубликованы сборники стихов «Цепочка дней» и «Между Да или Нет». Почетный профессор МГУ им. М. В. Ломоносова, почетный профессор Центр-колледжа, США, в 1970–1995 секретарь, председатель комиссии по хореографии, зампредседателя ВТО (СТД); в 1982 – педагог кафедры хореографии ГИТИСа, в 1986–1995 заведующий кафедрой. В 1995–2000 художественный руководитель-директор Большого театра. В 1990–1995 председатель жюри, с 1996 художественный руководитель Открытого конкурса артистов балета России «Арабеск» (с 2012 – имени Екатерины Максимовой) в Перми, с 2014 председатель жюри Международного конкурса артистов балета в Варне. С 1998 президент Фонда Галины Улановой, с 2000 основатель и куратор Школы Большого театра в Бразилии, с 2008 вице-президент Всемирного Совета по танцу при ЮНЕСКО, с 2015 член Союза художников России и Международной Федерации художников, член Союза художников Татарстана.