Театральная компания ЗМ

Пресса

5 марта 2012

Бедные рыбки из соцсетей

Ольга Егошина | Газета «Новые известия»

Внеконкурсный показ «Золотой маски» начался с английского спектакля

Лука Сильвестрини, основатель и руководитель лондонской танцевальной группы «Протеин», специализируется на социальной тематике. В привезенном в Москву спектакле «LOL» (Lot of Love) рассказывается о том, как нелегко быть молодым в эпоху социальных сетей. Здесь хореограф продолжает свои социологические и психологические исследования современного общества, начатые им в спектаклях «Публичная жизнь», «Большая распродажа», «Дорогое тело».

В последние годы интерес зрителей и прессы медленно и верно смещается с конкурсной программы «Золотой маски» к ее внеконкурсной составляющей, от постановок с наших российских просторов – к работам из-за рубежа. Кто-то ищет причины в стагнации экспертного совета: дескать, одни и те же люди, одни и те же вкусы естественным образом очень сузили горизонты отбора. Кто-то пеняет на негласный «формат «Маски», в который не попадает примерно половина российских театральных постановок. Самые непримиримые доказывают, что неэпатажная классика из провинции в Москву не попадает никогда. Разговор о критериях отбора и необходимости постоянной жесткой ротации людей, которые отбирают, стоит продолжить. Пока же констатируем, что при общем падении интереса к конкурсу «Маски» сильно выросло влияние спецпрограмм, таких как «Легендарные спектакли и имена», «Премьеры Мариинского театра в Москве», «Премьеры Михайловского театра в Москве» и др. Да и в «Маске плюс» та часть афиши, которая посвящена спектаклям с эдинбургского фринжа, явно интереснее той, что отдана «Новой пьесе»: постановки не менее актуальны по смыслам, но куда лучше сделаны.

Тема спектакля «LOL», поставленного Лукой Сильвестрини, та же, что и у десятка российских спектаклей, стоящих в программе «Новая пьеса», а вот исполнение и тщательность отделки – английские. Герои новой постановки – сегодняшние школьники, студенты, выпускники вузов, начинающие рабочие и служащие, – главные сетевые пользователи, круглые сутки обменивающиеся мейлами, фото, лайками и смайликами всех видов.

Зрительный зал радостно узнает обмен репликами на темы: «Что поставить в конце мейла? Без поцелуя получится формально, а если поцелуев слишком много, решат, что озабочен»… Джон и Бекки сыграли свадьбу – восемь лайков…

В Интернете ищут себе пару, ищут общение, ищут «секс-партнера» и спутника в турпоездке. Бедная девушка безуспешно добивается от партнера по переписке встречи в реале, вздыхает: ну давай хотя бы вместе поужинаем по скайпу… Познакомившиеся в Интернете парочки при личной встрече испытывают настоящий стресс («Он оказался на шесть лет старше и на девять килограммов больше, чем я ожидала»).

Летучие образы потребителей соцсетей – гротескно-шаржированны. Общую мысль Луки Сильвестрини вполне можно проиллюстрировать обошедшим Интернет рисунком одиноких похорон с угрюмой подписью: у покойника было 4 тысячи друзей в «фейсбуке».

Иллюзорность общения через лайки и смайлики, иллюзорность дружеских контактов онлайн – тема, успевшая сильно поистрепаться. Но, к счастью, даже эту весьма поношенную мысль англичане носят с шиком.

В постановке Луке Сильвестрини язык важнее мысли. Язык танца богаче всех реплик и сюжетных ходов, цитат из брачных объявлений, надписей на стенах и текстов мейла. Танец дает объем переживаниям персонажей, метаниям их душ и тел. Танец дорисовывает все, что остается за словами, – отчаяние и надежду, боль и безысходность, ярость и нежность. Гуттаперчевые актеры сплетаются в невероятных гимнастических комбинациях и снова разлетаются по разным углам сцены.

Пучок спутанных проводов переходит из рук в руки, люди отчаянно пытаются соединиться, слиться, раствориться друг в друге. И чем больше этих тянущихся в разные стороны ниточек, тем безысходнее одиночество. В конце концов, человеку нужен только один адрес, без чьих ответов жизнь теряет смысл.



оригинальный адрес статьи