Театральная компания ЗМ

Пресса

19 июня 2012

Золотой запас

Дмитрий Чупахин | Business class. Пермская деловая газета

Пермяков побалуют театральными деликатесами: прямиком из столицы в город прибывают лучшие спектакли премии «Золотая Маска».

Пермь, что бы там ни говорили, город если не исключительный, то, по крайней мере, исключительно везучий. На чью еще долю мог прийтись Марат Гельман, культурная модернизация и «Яблоко» Жанны Кадыровой? Ну не на Ханты-Мансийск же, честное слово. Вот и в этот раз уральцам несказанно повезло: город был избран одним из немногих мест краткого пребывания спектаклей — лауреатов авторитетной премии и по совместительству фестиваля «Золотая Маска». В Перми фестиваль обоснуется с 18-го по 27 июня на площадках «Сцены-Молот» и Театра-Театра. Первыми под свет рампы выйдут артисты московской «Студии театрального искусства» под руководством Сергея Женовача. Представляемый ими спектакль «Захудалый род» — лауреат «Золотой Маски» 2007 года в номинациях «Лучший спектакль в драме. Малая форма» и «Лучшая работа режиссера». Спектакль, основанный на неоконченном романе Николая Лескова и исполненный в минималистичной, почти этюдной манере, обладает, как в один голос уверяют критики и зрители, обаянием и гипнотической притягательностью, которой не мешает даже четырехчасовой хронометраж.

«Изотов» — кажущаяся противоположность спектакля Женовача. Но лишь кажущаяся. Постановка режиссера с говорящей фамилией Могучий (Александринский театр, Санкт-Петербург), будто бы изобретенная для малых театров, в самый неожиданной момент распрямляется во весь рост и не помещается не то что на сцене, но и в головах зрителей. Писатель Изотов привозит любовницу в дом своего детства, то есть в пространство незыблемого прошлого, которое на поверку оказывается даже не минувшим, но замершим в стылой ирреальности временем. Это именно «Заповедник» (таково название пьесы Дурненкова, по которой поставлен спектакль), снаружи увешанный предупреждениями «Посторонним вход воспрещен», а внутри предназначенный для жизни, которой здесь уже никогда не будет. Помимо премии за лучшую режиссуру «Изотов» также был удостоен награды за работу художника — она досталась Александру Шишкину, который добавил постановке совсем уж запредельного и фантасмагорического очарования.

Одной из самых значимых премьер московского сезона специалисты признают «Таланты и поклонники» Миндаугаса Карбаускиса. И пусть спектакль, презентованный в начале года, еще не успел «грянуть», но по мере обкатки и новых показов создается устойчивое впечатление, что главные премии и награды у постановки еще впереди. Формула успеха «Талантов и поклонников» довольно-таки проста: режиссерское остроумие, актерский состав (в том числе неутомимая Ирина Пегова) и безупречный выбор названия — комедия Александра Островского об интригах престарелого антрепренера против молодой актрисы приходится в пору, думается, любой эпохе и сцене, однако полноту цвета и глубину она приобретает лишь при мастерском исполнении. Карбаускису мастерства не занимать.

«Лир. Комедия» (режиссер Константин Богомолов, театр «Приют комедианта», Санкт-Петербург) грозит стать одним из самых неоднозначных спектаклей последнего времени — вокруг него уже наломали уйму дров и копий. От трагедии Уильяма Шекспира остались лишь мотивы, действие разворачивается в Москве и Подмосковье, Ленинграде и Берлине в 1940—1945 годах, мужчины здесь играют женщин, а женщины мужчин, беременность «растет» не спереди, а сзади — горбом. Спектакль удивителен во всех смыслах. Константин Богомолов, безусловно, не сумевший угодить всем, достиг наиглавнейшей цели — избежать зрительского нейтралитета.

Впрочем, остаться равнодушным к показам «Золотой Маски» — в любом случае задача не из легких. Последний раз смотр гостил в Перми в 2008 году, а значит, шанс ознакомиться с постановками одного из самых престижных театральных фестивалей можно назвать редким, а возможность увидеть некоторые спектакли и вовсе единственной.



оригинальный адрес статьи