Театральная компания ЗМ

Пресса

19 июня 2012

Чем жестче, тем свободнее

Павел Лепендин | «Воронежский курьер»

На пресс-конференцию участники спектакля "Дядя Ваня" в постановке Римаса Туминаса Московского академического театра имени Евгения Вахтангова, одной из главных фишек II Платоновского фестиваля, пришли почти в полном составе. Людмила Максакова, Сергей Маковецкий, Анна Дубровская, Галина Коновалова, Владимир Вдовиченков, директор театра Кирилл Крок - вот далеко не полный список.



Вдовиченков первым делом спросил, кто из присутствующих смотрел спектакль. Рук поднялось немало. Насчет остальных директор фестиваля Михаил Бычков пояснил, что они увидят постановку после встречи с "вахтанговцами". "Мы не можем предоставить всем места на один спектакль, поэтому и распределяем представителей прессы на разные дни", - уточнил Бычков. Общение с москвичами проходило в непринужденной атмосфере. Живой диалог подвиг звездных артистов к откровениям.

Очаровательная Людмила Максакова сказала, что даже не догадывалась, какой грандиозный смотр искусств проходит в столице Черноземья. "Я думала, мы едем играть спектакль в рамках "Золотой маски", поскольку часто гастролируем с ним по городам и странам, - поделилась Людмила Васильевна. - Но когда я увидела потрясающий буклет фестиваля, познакомилась с программой, то поняла, какое было бы счастье посмотреть все. Или хотя бы какую-то часть из заявленного. Если бы я знала о нем, то приехала бы и осталась в Воронеже на все время его проведения".

Сергей Маковецкий предложил дирекции фестиваля дальнейшее сотрудничество с Театром Вахтангова, представив даже несколько названий на выбор для следующих смотров. А Владимир Вдовиченков произнес немало комплиментов в адрес нашей публики, назвав ее театральной, интеллигентной, доброжелательной. "Некоторое время назад мы были на гастролях со спектаклем в Анталии, - рассказал актер. - Там отдыхающая публика пришла не на серьезную постановку, а будто бы на концерт. Во время действия фотографировали, разговаривали и даже жевали попкорн. Ужас какой-то! Если бы было возможно, я развернулся бы и ушел со сцены".

Вахтанговский спектакль вызвал неоднозначную реакцию у любителей театра. Мнения высказывались радикально противоположные. Тем интереснее было услышать суждения актеров об их спектакле и сотрудничестве с Туминасом. "Никаких конфликтов в работе с режиссером у меня не было, - моментально среагировал Маковецкий. - Скажу вам, может быть, парадоксальную вещь: чем жестче рамки ставит постановщик перед актерами, тем свободнее мы себя ощущаем в процессе репетиций".

Коллегу поддержала легенда столичного театра заслуженная артистка РФ Галина Коновалова, которая работает на одной сцене - вдумайтесь - с 1938 года. "У нас с режиссером при работе над спектаклем был брак по любви, - отметила Галина Львовна. - Ребенок получился желанным, пусть даже и рождался в муках. Никогда заранее не известно, в каком направлении будет двигаться Римас. Тем интереснее с ним сотрудничать. Каждый из нас имеет свое представление о творчестве Чехова. Его произведения дают возможность разного прочтения. Кто из нас встречался с Антоном Павловичем, беседовал с ним? Никто. Вот и получается, что каждый художник имеет право знакомить зрителей со своей точкой зрения на пьесы".

Владимир Вдовиченков признался, что вначале ему физически было тяжело репетировать роль Астрова. "На старте не всегда понятно, что ждать от самого себя, - пояснил артист. - Открываешь пьесу и что видишь? Только написанные слова. Никаких особых указаний на то, как трактовать "Дядю Ваню", Чехов не дает. И я как актер, и мои коллеги, и режиссер - начинаем искать, копаться, чтобы найти ответы на основные вопросы, которые ставит перед нами Антон Павлович".

Актриса Анна Дубровская, в свою очередь, заметила, что Чехов неисчерпаем, поэтому всегда возможен и оправдан определенный отход от хрестоматийности: "Новые формы в поисках психологии, человеческого характера всегда интересны".

По признанию столичных гостей, На Западе, где им доводится часто бывать, любят и понимают не только Антона Чехова, но и русскую классику в целом. "Нам иногда говорят, что не нужен синхронный перевод: мы и так хорошо знаем текст", - делился наблюдениями Сергей Маковецкий. А по словам директора Вахтанговского театра Кирилла Крока, недавно были обнародованы данные одного из московских рейтинговых агентств, изучившего театральные предпочтения москвичей и гостей столицы. По результатам исследований выяснилось, что Театр имени Вахтангова является самым посещаемым в Первопрестольной. Поэтому посмотреть в родных стенах здания на Арбате "Дядю Ваню", по утверждению Кирилла Игоревича, весьма проблематично. Тем ценнее, что постановку благодаря "Золотой маске" воронежцы смогли увидеть дважды. А на спектакль "Пристань", поставленный к 90-летию театра, в котором заняты все звезды Вахтанговского, билеты раскупаются на несколько месяцев вперед. "Мы общаемся со зрителями на серьезном, художественном языке, но с элементами современного прочтения классики. Никогда не идем на поводу у публики, не работаем на потребу дня", - заключил директор.

В финале встречи гостей попросили назвать имена писателей, произведения которых актеры бы рекомендовали прочитать. Прозвучали Сорокин, Пелевин, Елизаров, Чудаков. А Коновалова подытожила: "Возьмите и прочитайте двухтомник дневников Корнея Чуковского. С ума можно сойти от настолько потрясающей литературы!".



оригинальный адрес статьи