Театральная компания ЗМ

Пресса

12 апреля 2012

«Золотая маска» покажет нам лучшее

Ксения Репсон | Газета «Postimees»

Выбор для нынешнего фестиваля «Золотая маска в Эстонии» был сделан по принципу — лучше меньше, да лучше. Все спектакли, которые отбирали для показа в Эстонии, стали значительными событиями в культурной жизни России в прошлом году, а все имена — знакомы эстонской публике.


Вообще, Эстония для российской «Золотой маски» — важное географическое направление. Наша страна стала первой в очень небольшом списке стран, где проходят подобные фестивали — гастроли поддерживаются Союзом театральных деятелей России только у нас, в Латвии и совсем немного — в Литве, Израиле и Беларуси.

«Осенью у нас будет показаны три больших спектакля по русской классике и один, малый, по пьесе ирландского драматурга Мартина МакДонаха, которого называют современным Чеховым.

При этом это не будет интерьерный Островский или гламурный Лермонтов, да и спектакль по Чехову — очень реалистичный спектакль высочайшего уровня, без поддавков в сторону зрителя», — говорит организатор «Золотой маски в Эстонии», директор Русского театра Светлана Янчек.

Литовцы задают тон

Как ни парадоксально, но сегодня так сложилось, что в театральном сообществе России во многом задают тон литовские режиссеры. Каждый спектакль худрука Театра имени Вахтанова Римаса Туминаса и недавно возглавившего Театр имени Маяковского Миндаугаса Карбаускиса вызывает к себе повышенный интерес театралов.

Туминас, чьего «Дядю Ваню» Таллинн видел в прошлом году, вернулся к тому, с чего началось его триумфальное шествие в России: в 1998 году за «Маскарад», поставленный им в Малом театре Вильнюса, он получил «Золотую маску» как за лучший зарубежный спектакль.

Может показаться удивительным, но тот спектакль, показанный в Москве четырнадцать лет назад, в городе помнят до сих пор и помнят очень хорошо, и теперь «авторская копия» той давней работы, как называет спектакль сам режиссер, постоянно идет с аншлагом, зал забит от партера до галерки.

Туминас обращается с мистическим лермонтовским сюжетом по-своему, перебрасывая происходящее в петербургском обществе 30-х годов XIX века в наши дни. И в этом спектакле, надо отметить, ни один артист не надевает маски.

В этом эстетически безупречном (художник Максим Обрезков), снежном, бравурном и трагикомедийном спектакле, кроме музыки любимого Туминасом композитора Фаустаса Латенаса, звучит, конечно, и тот самый знаменитый вальс Арама Хачатуряна, написанный специально к этой драме. Роли в спектакле исполняют Евгений Князев, Мария Волкова, Леонид Бичевин и другие.

Первой постановкой Миндаугаса Карбаускиса в качестве худрука Театра имени Маяковского стали «Таланты и поклонники» Александра Островского, с которых он принялся выстраивать свой авторский театр на базе театра репертуарного. Этот спектакль тоже приедет в Эстонию.

Карбаускис не обошелся без многократной лауреатки «Золотой маски», своей музы из театра Олега Табакова — Ирины Пеговой, обрамив ее ансамблем прекрасных артис­тов собственного театра — Светланы Немоляевой, Игоря Костолевского и других.

В Таллинн приедут также «Три сестры» Льва Додина, поставленные в Малом драматическом театре — Театре Европы. Постановка номинирована в этом году на «Золотую маску» как лучшая режиссерская работа и уже получила награду Комитета по культуре правительства Санкт-Петербурга как лучший драматический спектакль. Додин, для которого «Три сестры» уже пятое обращение к Чехову в его режиссерской карьере, считает эту пьесу самым сложным чеховским текстом.

В ходе работы над этой постановкой Додин написал четвертую книгу собрания сочинений, в которую включил стенограммы с репетиционного процесса. В этом спектакле занят целый ряд заслуженных и народных артистов России. Про артистов этой труппы выдающийся режиссер современности Питер Брук говорил, что это «один из величайших теат­ральных ансамблей в мире».

Критик из «Новых извес­тий» Ольга Егошина называет «Трех сестер» одной из сильнейших работ лучшего театра России. «На сломе тысячелетий чеховские «Три сестры», похоже, стали режиссерской пьесой-мечтой, сменив «Гамлета». Главное потрясение от встречи с новыми «Тремя сестрами» — незнакомый ракурс знакомого мира», — считает она.

Прививка МакДонаха
Пьесы драматурга Мартина МакДонаха мало известны в России, его часто ставят эстонские театры, но русский зритель в Эстонии знаком с ним мало. «Зная, как ходит русский зритель на «Маску» и в Русский театр, я понимаю его вкусы и понимаю, что если сейчас МакДонаха поставить у нас, то он будет малопродаваемым, — говорит Светлана Янчек. — И мы хотим сделать «прививку» нашему зрителю, прежде чем поставить его в нашем театре».

По опыту Янчек, эстонская публика на нашей «Золотой мас­ке» выбирает как раз ульт­расовременные, нетрадиционные спектакли и принимает их на ура, в то время как русская публика не разделяет этого отношения на сто процентов. Речь идет, например, о таких нашумевших постановках, как «Гроза» Льва Эренбурга и «Павлик — мой бог» Театра имени Йозефа Бойса и Театра.doc.

«Долгое время русский зритель был изолирован от сов­ременного театра, который не только существует в нашем времени, но который продвигает театр в будущее, ломая стереотипы и находясь в поиске новых средств выражения», — считает Янчек.

Таким театром будущего, например, является пермский авторский «Театр у моста» Сергея Федотова, лучшего и главного первооткрывателя МакДонаха в России. В Эстонии покажут его постановку «Сиротливый запад». Эта пьеса, в которой поисходит одно убийство и два самоубийства, вообще-то смешная и комичная.

Спектакль Федотова «Калека с Инишмана», того же МакДонаха, с успехом показывали на «Золотой маске» в Таллинне в прошлом году, а в этом году режиссер поставил в нашем Русском театре «Игроков» по Гоголю, так что Таллинн и таллиннская публика для него далеко не чужие.



оригинальный адрес статьи