Театральная компания ЗМ

Пресса

11 апреля 2007

Соло на двоих

Мария Сидельникова | Коммерсант

Конкурсная гонка на получение главной русской театральной премии "Золотая маска" вышла на финишную прямую: на сцене Центра имени Мейерхольда выступили последние претенденты на звание лучшего спектакля современного танца. Рассказывает МАРИЯ Ъ-СИДЕЛЬНИКОВА.


Челябинский театр современной хореографии Ольги Поны – завсегдатай и дважды лауреат "Золотой маски" ("Зарисовки с натуры" сезон-1999/2000 и "Ожидание" сезон-2001/2002). В этом году танцевальную честь Челябинска отстаивают воспитанники госпожи Поны с сольными спектаклями. Моноспектакль на 25 минут "Не соло" танцовщик Владимир Голубев поставил сам и впервые показал его в Москве на фестивале ЦЕХ-2005. Зал Малой сцены Театра Луны под завязку набился единомышленниками и коллегами. Рассказ "про одну нелепую смертушку" (герой моноспектакля отрезает себе голову косой), стеб над спекулятивной "народностью" с забойными песнями под аккордеон и эффектные танцевальные вставки сорвали заслуженные овации и вызвали номинацию на "Маску", несмотря на то что сам артист Голубев не без некоторого кокетства назвал свой спектакль "для домашних".


На этот раз домашний очаг был разрушен самим танцовщиком. Сцена в Центре имени Мейерхольда значительно больше, и публика собралась почтенная. И танцовщик Голубев оробел. Свой "не отягощенный глубоким смыслом" моноспектакль он начал с коронного частушечного зачина: "Утром встану, на х.. гляну и опять живу, не вяну". Однако вместо героя – мыслителя "от сохи" – на сцене оказался зажатый провинциальный артист, испугавшийся не только своего мата, но и того, что вообще вышел на фестивальную сцену. И это решило все: интимная интонация господина Голубева съежилась до неразборчивого бормотания; песни, заглушаемые пассажами аккордеона, утратили отчаянную забубенность; яркие пантомимные сценки (чего стоило хотя бы отрезание головы с пониканием "обезглавленного" тела) превратились в малопонятные телодвижения. И лишь танцевальные фрагменты – господин Голубев буквально на руках и ногах объяснил, "как ходуном ходят", идеально соблюдая технику изоляции корпуса; "как дни идут на убыль" – постепенно уходил в глубокое плие и вырастал оттуда мастерски раскручивающимся винтом – остались на должном уровне. Член жюри Олег Виноградов, экс-худрук Мариинского театра, даже откомментировал вслух: "Здорово!" Однако танцы не спасли спектакль: провиснув в пустоте, они оказались простой демонстрацией великолепных физических возможностей танцовщика Голубева.


Второй моноспектакль – "Одри" в хореографии и исполнении Марии Грейф – госпожа Пона, поработавшая над его идеей, композицией и оформлением, назвала "своеобразной игрой в кумира". Игра в Одри Хепберн сопровождалась кинонарезкой кадров из "Римских каникул" и "Завтрака у Тиффани". Изящная Мария Грейф с челкой точь-в-точь как у американской актрисы играет в Одри Хепберн с легкостью – корчит капризные гримасы, кокетливо и строго хлопает глазками, игриво валится с высоких каблуков.


Госпожа Грейф представляет, какой могла бы быть Одри за пределами киноэкрана. Выкладывая из пластилина фигурку котенка, того самого, которого героиня Хепберн в "Завтраке у Тиффани" поила молоком, инфантильная кокетка превращается в затравленную кошку. Деловитые мелкие шажки сменяются резкими истеричными батманами, вместо стягивающей юбки и блузки остается полуобнаженное тело, а действие смещается к серой стене. В безысходной истерике героиня госпожи Грейф расползается в растяжках, с отчаянием рушится с босых пальцев на колени и с акробатической ловкостью, присущей всем танцовщикам Ольги Поны, лезет по канату на стену. В финале душ из белых перьев, падающих с колосников, выглядит двусмысленно – вроде бы красивая голливудская картинка, но как тут не вспомнить старинный обычай общественного остракизма.


Оба танцовщика титулованной Ольги Поны попытались освободиться от ее творческой опеки. Но даже если бы эти два моноспектакля были бы более зрелыми и самостоятельными, едва ли сам этот жанр может рассчитывать на фестивальную награду – он до сих пор воспринимается как подготовительные этюды начинающих балетмейстеров. Спасибо и на том, что эти "студенческие" работы включили в конкурс "Золотой маски".


оригинальный адрес статьи