Театральная компания ЗМ

Пресса

20 марта 2013

Американский «Гранд-парад» на фестивале «Золотая Маска»: Театр занялся фермотворчеством

Ольга Фукс | Газета «Ведомости»


Режиссер Стейси Кляйн и художница Кэролл Дюрайн основали театр Double Edge в 1982 г. в Бостоне. А через пятнадцать лет труппа переехала в штат Массачусетс, в маленький Эшфилд, выкупила ферму у местного жителя и зажила театрально-фермерской коммуной (лишь относительно недавно актеры этой труппы стали получать зарплату).

Жители деревни не сразу приняли таких странных фермеров, но постепенно прониклись: кто — занимаясь на бесплатных мастер-классах, кто — помогая по хозяйству. Состав труппы интернационален, а стиль — с миру по нитке: кто-то умеет петь, кто-то танцевать или играть на скрипке, летать на трапеции или бить чечетку, а спектакль готовится из этих артистических ингредиентов.

На ферме родились такие спектакли, как «Неодержимые» (по «Дон Кихоту»), «Мастер и Маргарита», «Республика сновидений» по Бруно Шульцу, «Песни исчезновения» по новелле Илана Ставанса. В Москву привезли последнюю премьеру театра — «Гранд-парад», вдохновленный творчеством Шагала. Музыку к постановке написал Александр Бакши.

Американцы решили, ни много ни мало, рассказать историю ХХ века за один час. Наверное, так увидели бы нашу Землю инопланетяне, которым спутник передал ускоренную киносъемку. А на ней — кадры со странными существами, которые танцуют твисты и чарльстоны, участвуют в бойне, а пережив ужас и залечив раны, снова пускаются в пляс.

На кирпичную стену проецируются документальные кадры исторической хроники: Первая мировая, Вторая мировая, выступление Гитлера, Нельсона Манделы, Великая депрессия (и речь Франклина Рузвельта, объявившего банковские каникулы), крушение Берлинской стены, полет в космос, выступление Билла Клинтона и даже (американцы тоже посчитали это вехой ХХ века) Ельцин, пожимающий руку тихому (даже кажется — испуганному) преемнику.

Но большая история здесь фон, размытое видео на стене. А жизнь складывается из маленьких историй, частностей. Чтобы ракета долетела до Луны, сначала должна была погибнуть от перегрева умная лайка (актриса в маске собаки подергается и застынет на трапеции). Не случайно театру понадобился Марк Шагал с его летающими невестами (почти половину времени актеры проводят в воздухе, взлетая на трапециях и воздушных ремнях) и одушевленными животными (в ход идут маски петухов, коров, собак). Корова важнее Рузвельта, а любовная приподнятость души важнее полета в космос. В погоне за грандиозными свершениями и завоеваниями человек утратил идиллию (Шагал знал ее вкус, как знал и горечь ее утраты) и теперь лишь видит ее во сне, на который похож финал.

Но спектакль — лишь часть того процесса, который режиссер Стейси Кляйн называет «живой культурой». Так и представляешь, из чего она складывается: репетиции, дойка коров, тренинги с местными жителями, гастроли в соседний штат (или на соседний континент), сбор урожая, сборка нового спектакля — такой в Массачусетсе театрально-экологический цикл.



оригинальный адрес статьи