Театральная компания ЗМ

Пресса

15 ноября 2013

«Золотая Маска» выйдет в кафе и торговые центры и устроит карнавал

Анна Гордеева | Газета «Московские новости»

Двадцатый — юбилейный — фестиваль «Золотая маска» официально пройдет в Москве с 25 января по 17 апреля, но уже в декабре в Парке Горького грянет организованный фестивалем карнавал. 18 апреля на сцене Большого театра будут вручены награды актерам, режиссерам, сценографам, дирижерам и композиторам — всего соревнование пройдет в 34 номинациях. Первыми — уже в январе — будут показаны спектакли Мариинского театра, билеты на них начнут продавать в начале декабря. Московские же спектакли-номинанты стоит смотреть уже сейчас. Впервые среди них проекты социального театра — для и с участием людей с ограниченными возможностями.

Побудем Эдинбургом

В шотландской столице в дни традиционного летнего фестиваля спектакли играются не только в театрах и концертных залах, но и в пабах, подворотнях и автобусах. Будущей весной, когда в Москве грянет основная программа «Золотой маски», театральные площадки возникнут в книжных магазинах, кафе и салонах красоты — маленькие представления будут появляться неожиданно для посетителей этих заведений. В переходах, коридорах и на этажах торгового центра «Метрополис» движенческий Liquid Theatre устроит флешмобы и перформансы, на улицах же появятся фотографии самых ярких спектаклей. А уже в начале декабря в Парке Горького состоится карнавал — его по заказу «Маски» устроят актеры «СПАМ-театра», и можно будет не только его посмотреть, но и поучаствовать в шествии. Среди народа, пришедшего в карнавальных костюмах, будут разыграны билеты на спектакли конкурсной программы.

Не забудем про детей
В номинациях «Золотой маски» нет специального заповедника, отведенного детскому театру — спектакли, придуманные для мелкого народа, если появляются в конкурсе, то участвуют в состязании наравне с «взрослыми» собратьями. Поэтому требуют с них как с больших — а все-таки очень немногие крупные режиссеры соглашаются сотворить что-нибудь для младенцев, и, соответственно, конкурентоспособных постановок немного. В этом году «Золотая маска» впервые делает специальную программу детского театра — но не конкурсную, а чисто фестивальную. Поэтому в Москву привезут спектакли не только прошлого сезона, но и придуманные ранее — критерием отбора стало только качество, без учета даты выпуска. А в конкурсной программе детям предназначены спектакли театров кукол — их номинировано шесть. Хотя — судя по названию — один из них, «Эдип» курганского театра, вряд ли предназначен малышам.

Пересчитаем режиссеров

20 штук. Ну, то есть, конечно, 20 человеков. «Золотая маска» констатирует расцвет драматического театра в стране — от Москвы до самых до окраин. И от мэтров (Лев Додин отмечен аж за два спектакля — «Коварство и Любовь» и «Враг народа» в МДТ, Римас Туминас — за «Евгения Онегина» в Вахтанговском) через нынешнее «поколение действия» (самый громкий из столичных спектаклей был в Художественном театре — «Идеальный муж» Константина Богомолова) к обзываемому консерваторами неразумным юнцом Дмитрию Волкострелову (а режиссеру меж тем 29, и он поставил не один яркий спектакль; на «Маску» выдвинут «Танец Дели» в питерском ТЮЗе). Чтобы не сойти с ума в марте, московские спектакли-номинанты лучше отсмотреть заранее — и нас ждут «Участь Электры» в РАМТе, «Добрый человек из Сезуана» в театре Пушкина, «Москва-Петушки» в Студии театрального искусства, «Братья» и «Сон в летнюю ночь» в Гоголь-центре и «Как важно быть серьезным» в «Школе драматического искусства».

Поздравим рекордсмена

У петербургского Михайловского театра — 22 номинации. И лучшие спектакли (оперы — «Евгений Онегин», «Билли Бад», балеты — «Пламя Парижа» и «Ромео и Джульетта»), и лучшие работы актеров, дирижеров, режиссеров. В балете успехи этому театру обеспечивает тандем главного балетмейстера Михаила Мессерера, восстанавливающего блистательные старые балеты и художественного руководителя балета Начо Дуато, сочиняющего балеты новые; в опере ставка делается на эффектную режиссуру («Евгения Онегина» в постановке Андрия Жолдака благонамеренные петербуржцы сочли просто скандальным). А еще — дирекция театра по-настоящему ценит своих актеров — свойственная оперным гигантом советская присказка «вас много, я одна» ей совершенно незнакома.

Посочувствуем Большому
Экспертный совет «Золотой маски», отбирающий номинантов, не взял в конкурс «Онегина» Джона Крэнко, которым театр так гордился (в нем — россыпь отличных актерских работ) и не номинировал ни одну из балерин в «Квартире» Матса Эка, все-таки появившейся в конкурсе. То есть счел, что за год ни одна из артисток Большого не совершила ничего выдающегося — что вообще-то неправда. В «Квартире» невозможно оторвать глаз от Марии Александровой и Марианны Рыжкиной — но экспертный совет, возглавляемый провинциальным балетным критиком Ларисой Барыкиной, столичных балерин не оценил.

Посмотрим особый театр

В номинации «эксперимент» — два спектакля, аналогов которых на «Маске» не бывало. «Майская ночь» в Театре кукол устроена так, что среди зрителей могут быть и те, кто лишен зрения. А в «Отдаленной близости» Центра драматургии и режиссуры рядом с профессиональными актерами работают люди с ограниченными возможностями — так театр, оставаясь явлением искусства, решает социальные задачи.





оригинальный адрес статьи