Пресса
Конкурсная программа
Региональные проекты
«Золотая Маска в кино»
Зарубежные проекты
«Золотая Маска в городе»
Детский Weekend
Внеконкурсная программа
Архив
7 апреля 2008
оригинальный адрес статьи
Не простить грехи отцов
Ольга Егошина | Новые известияНижегородский ТЮЗ привез в столицу пьесу Горького "Последние"
Известный режиссер Вячеслав Кокорин показал российской столице свою постановку самой мрачной пьесы Максима Горького "Последние". Написанная 100 лет назад драма "буревестник", рассказывающая об обществе, которое вот-вот рухнет под тяжестью собственных грехов и ненависти, оказалась весьма созвучной дню сегодняшнему.
"Последние" относятся к циклу горьковских пьес, в которых изображен "последний день Помпеи". Еще длятся минуты прежней жизни, среди будничного шума которой уже слышны подземные толчки, и ясно, что скоро все происходящее исчезнет в хаосе разыгравшихся стихий. Горький в них становится бытописателем уходящего жизненного уклада. Писатель исследует мир, где все обманщики вольные или невольные, где не осталось нравственных барьеров, разрушена система вековых ценностей и норм, порваны кровные и родственные узы. Характерно, что пьеса "Последние" первоначально имела заглавие "Отец", а написанная следом "Васса Железнова" снабжена подзаголовком "Мать".
Горький рисует "типичную" семью полицмейстера Коломийцева. Половина домочадцев в ней - законченные негодяи, вторая половина - больные, несчастные, искалеченные люди. Отец семейства - дворянин пошел служить в полицию, замарал честь и душу в крови заключенных. Его брат Яков - несчастный, слабый, больной человек - всю жизнь любит жену брата и свою дочь-горбунью, не знающую, кто ее отец. Мать, сохраняя декорум семьи, отказалась от любви к брату мужа и скрыла от дочери имя ее настоящего отца.
Грехи отцов ломают души и судьбы детей. "Мы с тобой погубили детей, да. Посмотри, как они несчастны", - взывает Софья Коломийцева к мужу. Но ни покаяние, ни поздние признания ничему уже не могут помочь. Не выправить горб озлобившейся умнице Любе, которую отец "по документам" швырнул младенцем на пол в припадке пьяной ревности и изуродовал на всю жизнь. Не достучаться до шерстяных сердец старших - Надежды и Александра. Не помочь славной глупенькой Верочке, которая так верила в героев, что кинулась на шею алчному маленькому негодяю. Не помочь и Петру, тоскующему о хороших, настоящих людях и вдруг осознавшему, что он не может и не готов быть среди порядочных и думающих людей.
В финале пьесы мать становится на колени и просит прощения у детей за то, что родила их. Двое старших считают это позерством, трое не могут простить, даже если б хотели. Горький пишет историю одного отравления: отравление ненавистью, отравление злобой, отравление подлостью. Как будто в насмешку Горький дал женщинам пьесы "говорящие имена". Старшую дочь - похотливую самку - зовут Надежда. Горбунья носит имя Любовь. Сломавшаяся в первом же жизненном столкновении девочка - Вера. Мать, твердящую "я ничего не знаю", - София. Гордые имена, как дворянские притязания, - только оттеняют ничтожность их носителей.
Режиссер Вячеслав Кокорин убрал весь бытовой антураж пьесы Горького, поселив его персонажей в пустое пространство, над которым нависла паутина лампочек. Когда загораются все одновременно, горьковские персонажи кажутся обитателями огромного террариума. Вроде и люди, но каждое их слово неизбежно причиняет боль кому-то, стоящему рядом. Как будто слова превратились в ядовитые жала, от которых не скрыться. Тюремная профессия отца семейства как раковая опухоль потихоньку пожирает тело дома. Недаром все домашние объяснения чем-то напоминают допросы в камере пыток.
Горький заканчивает пьесу "Последние" словами из статьи "О цинизме", написанной в это же время: "Смерть покорно служит делу жизни. Слабое, ненужное - гибнет".
Один из самых мрачных российских режиссеров Вячеслав Кокорин не вступает с Горьким в полемику, не подвергает сомнению точность писательского диагноза. Написанная сто лет назад пьеса оказывается пугающе актуальной в государстве, где количество Коломийцевых не уменьшается.
Известный режиссер Вячеслав Кокорин показал российской столице свою постановку самой мрачной пьесы Максима Горького "Последние". Написанная 100 лет назад драма "буревестник", рассказывающая об обществе, которое вот-вот рухнет под тяжестью собственных грехов и ненависти, оказалась весьма созвучной дню сегодняшнему.
"Последние" относятся к циклу горьковских пьес, в которых изображен "последний день Помпеи". Еще длятся минуты прежней жизни, среди будничного шума которой уже слышны подземные толчки, и ясно, что скоро все происходящее исчезнет в хаосе разыгравшихся стихий. Горький в них становится бытописателем уходящего жизненного уклада. Писатель исследует мир, где все обманщики вольные или невольные, где не осталось нравственных барьеров, разрушена система вековых ценностей и норм, порваны кровные и родственные узы. Характерно, что пьеса "Последние" первоначально имела заглавие "Отец", а написанная следом "Васса Железнова" снабжена подзаголовком "Мать".
Горький рисует "типичную" семью полицмейстера Коломийцева. Половина домочадцев в ней - законченные негодяи, вторая половина - больные, несчастные, искалеченные люди. Отец семейства - дворянин пошел служить в полицию, замарал честь и душу в крови заключенных. Его брат Яков - несчастный, слабый, больной человек - всю жизнь любит жену брата и свою дочь-горбунью, не знающую, кто ее отец. Мать, сохраняя декорум семьи, отказалась от любви к брату мужа и скрыла от дочери имя ее настоящего отца.
Грехи отцов ломают души и судьбы детей. "Мы с тобой погубили детей, да. Посмотри, как они несчастны", - взывает Софья Коломийцева к мужу. Но ни покаяние, ни поздние признания ничему уже не могут помочь. Не выправить горб озлобившейся умнице Любе, которую отец "по документам" швырнул младенцем на пол в припадке пьяной ревности и изуродовал на всю жизнь. Не достучаться до шерстяных сердец старших - Надежды и Александра. Не помочь славной глупенькой Верочке, которая так верила в героев, что кинулась на шею алчному маленькому негодяю. Не помочь и Петру, тоскующему о хороших, настоящих людях и вдруг осознавшему, что он не может и не готов быть среди порядочных и думающих людей.
В финале пьесы мать становится на колени и просит прощения у детей за то, что родила их. Двое старших считают это позерством, трое не могут простить, даже если б хотели. Горький пишет историю одного отравления: отравление ненавистью, отравление злобой, отравление подлостью. Как будто в насмешку Горький дал женщинам пьесы "говорящие имена". Старшую дочь - похотливую самку - зовут Надежда. Горбунья носит имя Любовь. Сломавшаяся в первом же жизненном столкновении девочка - Вера. Мать, твердящую "я ничего не знаю", - София. Гордые имена, как дворянские притязания, - только оттеняют ничтожность их носителей.
Режиссер Вячеслав Кокорин убрал весь бытовой антураж пьесы Горького, поселив его персонажей в пустое пространство, над которым нависла паутина лампочек. Когда загораются все одновременно, горьковские персонажи кажутся обитателями огромного террариума. Вроде и люди, но каждое их слово неизбежно причиняет боль кому-то, стоящему рядом. Как будто слова превратились в ядовитые жала, от которых не скрыться. Тюремная профессия отца семейства как раковая опухоль потихоньку пожирает тело дома. Недаром все домашние объяснения чем-то напоминают допросы в камере пыток.
Горький заканчивает пьесу "Последние" словами из статьи "О цинизме", написанной в это же время: "Смерть покорно служит делу жизни. Слабое, ненужное - гибнет".
Один из самых мрачных российских режиссеров Вячеслав Кокорин не вступает с Горьким в полемику, не подвергает сомнению точность писательского диагноза. Написанная сто лет назад пьеса оказывается пугающе актуальной в государстве, где количество Коломийцевых не уменьшается.
оригинальный адрес статьи