Театральная компания ЗМ

Пресса

8 июня 2015

«Волшебная флейта» в стиле Картонии

Марина Шимадина | Интернет-портал Kids.teatr-live.ru

Как увлечь ребенка оперой? Вопрос непростой, ведь даже большинство родителей считают этот жанр скучным и непонятным, что уж говорить про детей. Но в прошлую пятницу мы были свидетелями необыкновенного чуда: в роскошном зале «Новой оперы» сотни детей, замерев, слушали «Волшебную флейту» Моцарта, а на сцене играли их ровесники, ученики обычных московских школ, которым посчастливилось принять участие в образовательном эксперименте Института театра, созданном при «Золотой Маске».

Еще два года назад он запустил проект «Театральная педагогика», который призван налаживать связи между театром и школами, учить детей и учителей понимать сценическое искусство. Но до сих пор дело ограничивалось посещением спектаклей, их обсуждением, экскурсиями за кулисы и занимательными театральными уроками в игровой форме. Режиссер Наталья Анастасьева-Лайнер предложила новый уровень включенности участников в театральное действие. Она решила не просто показать детям оперу и рассказать о ней, а создать спектакль вместе, своими руками.

В течение двух месяцев специалисты ездили в московские школы, рассказывали детям про Моцарта, про оперу и устройство театра, про саму «Волшебную флейту», показывали видео разных постановок и разучивали несложные номера, которые способен спеть ребенок без музыкального образования. Потом дети вместе с педагогами участвовали в подготовке спектакля. Вместе с художницей Этель Иошпой рисовали, вырезали и клеили декорации из крафта — так что визуально спектакль получился таким домашним «хенд-мейдом» в стиле любимой многими Картонии. И в конце концов вышли на сцену вместе с профессиональными певцами Академии хорового искусства.

В спектакле дети выполняли роль античного хора, разбитого на кланы: свет, ночь, любовь, подвиг, — у каждого из которых был свой символ — солнце, месяц, сердце и меч. Представители кланов болели за своих героев, доставали в нужные моменты реквизит, изображали страшного змея, напавшего на Тамино, подпевали весельчаку Папагено, играли на свернутых из бумаги флейтах и т.д.

Артисты пели в основном на немецком, хотя на некоторые отрывки, исполненные по-русски, зал реагировал гораздо живее. А чтобы ввести зрителей в суть дела, ведущая (она же режиссер, она же главный мотор действия) Наталья Анастасьева каждую сцену снабжала кратким и совсем не академическим комментарием. В списке действующих лиц появился врач и пожарный, которые пытались всячески предупредить пожароопасные и просто опасные ситуации в сюжете, но под звуки волшебной флейты тоже начинали пританцовывать.

Словом, опера оказалась делом совсем не скучным, а живым и увлекательным, в ней нашлось место шуткам, непосредственным реакциям и прямому общению между сценой, залом и оркестром. (Кстати, музыканты «Инструментальной капеллы» согласились участвовать в этом проекте бесплатно!). Когда в финале Царица ночи и Зарастро помирились и обнялись, зал взорвался аплодисментами, радуясь за полюбившихся героев.

Так что дети, оказавшиеся в этот день в зале и тем более на сцене, по ту сторону рампы, получили бесценный урок живого соприкосновения с искусством. И теперь «Волшебная флейта» наверняка станет фактом их личной биографии, а ее герои — старыми приятелями, к которым хочется возвращаться снова и снова.



оригинальный адрес статьи