Театральная компания ЗМ

Пресса

7 июня 2015

В культуре: «Волшебная флейта» и школьники, смена директора в Архангельском и вираж в карьере Бориса

Марина Гайкович | «Независимая газета»

В минувшую пятницу прошло необычное представление оперы Моцарта «Волшебная флейта». Спектакль был поставлен в рамках работы «Института театра» (проект фестиваля «Золотая маска» и Центра им. Вс. Мейерхольда) совместно с театром «Новая опера». Суть эксперимента заключалась в том, чтобы основными участниками и даже создателями спектакля были дети, ученики общеобразовательных школ и гимназий. Под присмотром и руководством взрослых, разумеется. Режиссер Наталия Анастасьева-Лайнер, художник Этель Иошпа и драматург Екатерина Поспелова адаптировали оперу (или, точнее, зингшпиль) Моцарта для детского восприятия. Но так, сказала режиссер в разговоре с корреспондентом «НГ», чтобы не было никакого сюсюканья, упрощения, излишних сокращений и проч. – чтобы все по-настоящему, серьезно. Чтобы не утренник – а настоящий полноценный спектакль.

Надо сказать, цели своей постановщики добились. Сцена разделена на четыре ключевых для оперы понятия-сегмента: «тьма» (с месяцем в качестве логотипа), «подвиг» (меч), «любовь» (сердечко) и «свет» (солнце). Каждый сегмент представляли ключевые герои оперы: Царица ночи, Тамино, Памина и Зарастро, со своими кланами (это как раз и были дети). Для усиления контекста «закулисья» были введены два персонажа – пожарник и врач, которые, конечно, пытались предотвратить всяческие взрывоопасные или просто опасные ситуации, во втором действии они сыграли двух жрецов, ведущих героев через испытания. Солисты – студенты Академии хорового искусства – пели на немецком языке, но чтобы маленьким слушателям было понятно, о чем речь, спектакль вела режиссер, сообщая аудитории, в какую ситуацию попали герои. Все декорации были сделаны из картона, скотча и цветной бумаги – руками детей: десятки звездочек, сердечек, мечей, цветочков, огромный змей из коробок и даже воздушный шар (с ремаркой: «Моцарт все самые свежие изобретения тащил в свои оперы»). Получился действительно внятный и зрелищный спектакль. Надо сказать, что мизансцены с детьми не были примитивными, ни одна из них не была смазана, никто не ошибся! Да и вообще погружение школьников в тайны театра – бесценно. Остается добавить, что взрослые работали за минимальные гонорары, декорации и костюмы обошлись в 24 тыс. руб., а службы «Новой оперы», включая Камерный оркестр, оркестр «Инструментальная капелла» Московской областной филармонии под руководством дирижера Ильи Вашерука, согласились работать бесплатно.

Две другие новости прошедшей недели связаны с кадровыми рокировками. Новым директором музея-усадьбы «Архангельское» неожиданно был назначен Вадим Задорожный. Он, владелец крупнейшего в стране частного Музея техники (расположенного, кстати, недалеко от Архангельского), сменил в директорском кресле Архангельского уволенного Минкультом Андрея Бусыгина. Впрочем, в официальном комментарии, который дал директор Департамента культурного наследия Минкульта Михаил Брызгалов, сообщается, что Бусыгин ушел «по собственному желанию». Напомним, Бусыгин, прежде чем прийти в Архангельское в 2013 году, занимал пост замминистра культуры, он же в апреле текущего года подписал архитектурно-градостроительную концепцию развития музея-усадьбы, которая предусматривала строительство на усадебных территориях гостиницы, спа- и фитнес-центра, автостоянок и прочих туристических радостей.

Почему новым руководителем усадьбы стал директор частного Музея техники, непонятно. Но если обратиться все к тому же комментарию Брызгалова, дело, судя по всему, в столь любимом министерством музейном менеджменте – музей Задорожного, по словам Брызгалова, «чрезвычайно популярный среди посетителей», а еще перед новым директором поставили конкретную цель – превратить Архангельское в «русский Версаль». В разговоре с телеканалом «Культура» Бусыгин сказал, что новое руководство продолжит его дело. Как именно? Если добьется смены статуса этого уникального архитектурного комплекса – с охраняемого объекта культурного наследия на «достопримечательное место», строительство на территории памятника будет узаконено. Что касается Задорожного, по сообщению агентства Regnum, «массовая вырубка деревьев на Аллее ветеранов 1945 года в охранной зоне вдоль Ильинского шоссе была проведена по инициативе руководства Музея техники»…

Не секрет, что Министерство культуры сейчас активно занимается сферой туризма, а в том, что касается, например, музеев, критерием успешности считает посещаемость. Но уже неловко повторять банальные вещи: Архангельское, на территории которого и так уже появились незаконные строения, привлекательно и с точки зрения того же туризма именно своей уникальностью как старинного ансамбля. А ансамбль – это ведь про цельность и аутентичность, не про элитные удобства, спа, гостиницы и проч. Это вопрос не только к руководителям Архангельского, но и в не меньшей степени к Министерству культуры.

Борис Мездрич, экс-директор Новосибирского театра оперы и балета, несколько часов на прошлой неделе поработал исполнительным директором санкт-петербургского театра «На Литейном». После объявления новости в СМИ не прошло и дня, как появились новые вводные: комитет по культуре Ленинградской области это назначение не согласовывал, поэтому считает его недействительным. Вот так один из самых уважаемых директоров России продолжает расплачиваться за «Тангейзера».



оригинальный адрес статьи