Театральная компания ЗМ

Пресса

14 июня 2016

БДТ показал воронежцам спектакль, получивший два месяца назад «Золотую Маску» и на который в Питере ходят по 6 раз

Татьяна Подъяблонская | Газета «Комсомольская правда. Воронеж»

БДТ собрал в Воронеже два аншлага. Платоновфест привез зрителям спектакль, ставший в 2016-м лауреатом премий «Золотая Маска» и «Театрал». «Пьяные» Андрея Могучего - очень яркая, свежая и современная постановка. Хотя речь в ней идет о вечных ценностях. Говорить о них так, чтобы не получился «нафталин», не каждому под силу. Но Ивану Вырыпаеву (по его пьесе и создан спектакль) удается это делать нескучно, доступно и очень смешно.

- Я люблю тексты Вани Вырыпаева. И этот тот самый случай, когда, как мне кажется, его важно было вынести на большую сцену престижного театра. Мне кажется, важно, чтобы в театрах национального статуса шли пьесы современных драматургов, - признался режиссер спектакля и худрук БДТ Андрей Могучий. - У нас не было задачи эпатировать, шокировать, удивить публику. Задача была - высказать то, что болит у каждого. Это пьеса искренняя, соответствующая сегодняшнему дню. Вырыпаев рассказал случай, когда в бане подслушал разговор двух подвыпивших друзей о фильме "Аватар". Знаешь, что я понял, говорит один другому, что мы и природа - одно целое. То есть Кэмерон смог объяснить это миллионам. И нам захотелось, чтобы как можно больше людей узнали эту пьесу.

Свобода, Бог, любовь - темы, которые по пьяной лавочке поднимают герои спектакля, банальны и затерты до дыр. И говорить о них проникновенно не каждый может, да и не хочет. Только у тех, кто подшофе, наболевшее выплескивается наружу. Персонажи спектакля отчаянно пьяны, оттого беззащитно и бесстрашно искренни и откровенны. В сегодняшнем мире не осталось места откровенности. Отбросив условности и привычный цинизм, они сбивчиво и страстно говорят о том, в чем мы боимся признаться не только друг другу, но и самим себе.

Артисты рассказали, что текст вырыпаевской пьесы всем сразу понравился (они даже считают драматурга чуть ли не Островским нашего времени) - это не только гомерически смешно, но и узнаваемо - текст попадает в людей, потому что он про каждого из нас, поэтому и узнает каждый себя в этих героях. К тому же, написано ярко, четко. И хотя между читкой и постановкой прошло 1,5 года, никто не забыл пьесу, очень хотели ее поставить. Актеры-мужчины даже примеряли на себя женские персонажи.

Художник-постановщик сделал для артистов специальную "комфортную" неустойчивую среду, чтобы им было проще изображать пьяных - покатую поверхность сцены, устеленную матами. На такой захочешь, не устоишь на ногах. Актеров изрядно "штормит" естественным образом, а персонажи "мальчишника" и вовсе делают на ней виртуозные сальто и кульбиты.

Во втором действии речь героев изобилует сниженной лексикой, бранными и грубоватыми словечками. Но если их выбросить, текст становится слишком рафинированным, не похожим на обычную речь пьяных.

Некоторым воронежцам такая грязная лексика не понравилась. Одна дама покинула спектакль посреди постановки со словами "Платонов в гробу перевернулся. Товстоногов был тоньше!". Большинство же воронежцев аплодировали стоя. А потом подходили к служебному входу и благодарили артистов.

Спектакль идет на аншлагах и в БДТ, некоторые зрители смотрели его по шесть раз и даже просили администрацию театра сделать абонемент, по которому можно сходить на "Пьяных" 10 раз! То есть спектакль для многих становится терапией. Более того, цитата из спектакля "А ты слышишь шепот Господа в своем сердце?" уже появилась в виде граффити на городских улицах Санкт-Петербурга.



оригинальный адрес статьи