Театральная компания ЗМ

Пресса

26 апреля 2017

«Царь Эдип» - человек, играющий судьбой

Интернет-издание «9tv»

18 мая в Тель-Авиве откроется Международный фестиваль "Гешер", который в этом году проходит при поддержке Министерства культуры РФ и Российской Национальной театральной Премии и фестиваля "Золотая маска".

Один из спектаклей, который смогут увидеть израильские театралы – "Царь Эдип" театра имени Вахтангова в постановке Римаса Туминаса.

Римас Туминас - приверженец психологического репертуарного театра, продолжатель вахтанговских традиций. А вахтанговские традиции, как отметил в одном из интервью ведущий актер театра Евгений Князев, это поступать наперекор, иронизировать сквозь слезы, смех и даже смерть; это быть страстным, одним штрихом создать образ и в следующее мгновение его разрушить, небрежно стряхнуть с языка остроту, заплакать сухими глазами и засмеяться уголками глаз, смешать эксцентрику с психологизмом, раздуть из мухи слона и так же небрежно его не приметить.

Фирменный стиль Туминаса – талант. В каждом спектакле он придумывает целый мир, поэтому постановки театра – всегда яркие, талантливые и непохожие друг на друга.

Российским театральным критикам казалось, что сложно поставить что-то лучше "Евгения Онегина", но вот появился "Царь Эдип", и оказалось, что можно. И если "Онегин" - драма: бытовая, блестящая, глубокая, остроумная, то "Эдип" - трагедия: космическая, отчаянная, с комом в горле.

Виктор Добронравов в роли Эдипа, по мнению критиков, своей игрой оставляет одно из самых сильных впечатлений спектакля. Талантливый артист продемонстрировал не только высочайший уровень актерского мастерства, но и способность глубочайшей психологической проработки роли, он сумел сыграть процесс духовного развития своего героя.

"Я играю человека, а не царя. Поверьте, Римас Туминас удивится, если вы попытаетесь уточнить у него, когда происходит действие и какого правителя он имеет в виду. Страсти человеческие бессмертны, они - навсегда. Только так можно сегодня исполнять классику. Ошибка моего героя в том, что он приравнял себя к богам, узурпировав власть. Но мир его переворачивается - он наказывает себя слепотой и в тот же момент прозревает, обрекая себя на изгнание. Такой вот парадокс", - рассказал в интервью газете "Культура" Виктор Добронравов.

Потрясает игра Людмилы Максаковой. Ее мир рушится, с неистребимым женским желанием уберечь близких, принять боль на себя, она пытается спасти семью от позора, остановить мужа-сына в его желании докопаться до истины.

"Это лучший спектакль Римаса, - считает актриса, - потому что он - об осмыслении человеком своего присутствия в этом мире: ради чего он сюда пришел. Вы спрашиваете, что делать человеку, если его судьба предопределена? Ответ несложный: не убивать, не грешить, не возноситься в своих амбициях. Самая важная лично для меня мысль в этом спектакле – возмездие".

Музыку к спектаклю написал постоянный соавтор Туминаса композитор Фаустас Латенас. Как и в других спектаклях, в "Царе Эдипе" она - полноправный участник действия, музыка и действие дышат в унисон. Тревожная, страшная, нежная, щемящая. В ней одинаково слышны трагический ужас и томительная меланхолия.

Второй постоянный соавтор режиссера, сценограф Адомас Яцовскис, распахнул сцену и погрузил ее во тьму. По центру - образ богатства и славы: колесо Фортуны в виде огромной трубы-цилиндра, чье движение беспощадно. Когда из ее отверстий валит пар, кажется, театр заполняется адским дыханием. Труба возносит людей на вершины, и она же их забирает, проходясь по телам, как катком.

"Царь Эдип" - совместный проект Вахтанговского театра и Национального театра Греции в Афинах, отрывает зрителям новый взгляд на одно из самых известных произведений Софокла. По словам Стафис Ливатинос - руководителя Национального театра Греции, "Эдип" - Библия человеческого познания на земле, такая огромная реалистическая аллегория.

Спектакль задуман мощно и грандиозно, он бескомпромиссен и при этом лиричен, а игра Людмилы Максаковой, Виктора Добронравова, Евгения Князева и других вахтанговских актеров превратили его в настоящий театральный праздник, стать частью которого израильские зрители смогут 18, 19 и 20 мая.

В рамках фестиваля, который продлится до 6 июня, впервые будут представлены не только лучшие спектакли российских театров ("Царь Эдип" и "Гамлет | Коллаж" театра Наций), но и оригинальные израильские постановки, спектакли для детей, уличные представления, мастер-классы, лекции и творческие встречи с ведущими деятелями искусства.

оригинальный адрес статьи