Театральная компания ЗМ

Пресса

30 сентября 2017

Евгений Миронов: «В Минске уже пора бы построить современную театральную площадку»

Надежда Белохвостик | Газета «Комсомольская правда. Беларусь»

Организаторы фестиваля признавались, что пригласить спектакль театра, которым руководит народный артист России Евгений Миронов, было давней мечтой. За несколько месяцев до «ТЕАРТа» представители театра приезжали в Минск, чтобы определиться со сценой. В итоге в субботу, 30 сентября, чеховского «Иванова» играли во Дворце культуры МАЗа, который не первый раз принимает фестивальные спектакли. На иных столичных площадках они просто не помещаются.

Накануне спектакля Евгений Миронов начал разговор с журналистами именно с этого.

- Наконец, мы до вас доехали. Много лет не могли это сделать по разным обстоятельствам. Прежде всего, по одной причине. Я на сцене в Минске второй раз. Первый раз мы играли «Вишневый сад» Някрошюса во Дворце республики, где в зале две с половиной тысячи мест. Это было странновато. В этот раз мы играем на этой площадке, она уже намоленная. Тем не менее я очень желаю министерству культуры Беларуси, зрителям и лично президенту построить прекрасное театральное помещение, какое-то современное пространство, где будут вмещаться декорации в том числе и Театра Наций.

В спектакле, который поставил молодой режиссер Тимофей Кулябин (на «ТЕАРТе» зрители уже видели его «Евгения Онегина»), звездный состав — Евгений Миронов, Чулпан Хаматова, Виктор Вержбицкий, Елизавета Боярская.

- Мы считали своим долгом прийти к «Иванову», - признался Евгений Миронов. - Потому что премьера этой пьесы состоялась на сцене того театра, в котором сейчас располагается Театр Наций. Это здание бывшего первого частного театра в России, театра Корша. Когда-то Корш заказал эту пьесу начинающему драматургу Чехову. Это первая его пьеса, которая была очень неоднозначно воспринята. Как только новая команда Театра Наций стала заниматься своей программой, сразу думали об «Иванове». Но понадобилось 10 лет, чтобы мы к ней пришли.

Для режиссера работа над чеховской пьесой стала вызовом.

- «Иванов» - ранняя пьеса Чехова, - говорит Тимофей Кулябин. - В ней еще много изъянов, автор только рождался, искал свои приемы. Существует две редакции — комедия и драма. В нашем спектакле совмещены обе. В ней есть загадка, которая заключается в главном герое, который весь спектакль внешне очень статичен. Пьеса начинается с того, что Иванов говорит, что устал от жизни, что находится в депрессии и его ничто не радует. И на протяжении четырех актов он произносит один из тот же монолог. Это главная проблема, которую было очень интересно решать.

- Перед началом репетиций мы поехали в Мелехово, было очень холодно, - вспоминает Евгений Миронов. - Я там никогда не был. Пока ждали экскурсовода, женщина в кассе нас допытывала: «А Гузеева приехала?» Очень расстроилась, когда узнала, что нет. А потом увидела Хаматову и успокоила, поняв, что день прошел не зря. Я долго-долго искал саму усадьбу. «Вы же возле нее стоите», - сказали мне. А это одноэтажный домик, и я не понимаю, как это может быть: Чехов и огромное количество людей, которые проживали с ним, начиная с родителей, братьев-сестер, приживалок, которые ночевали на сундуках нон стоп. А у него маленький кабинетик. И все это никак не складывалось у меня в голове с теми спектаклями «Иванов», которые я видел в том числе во МХАТе. Когда Иванов кричал : «Сара! Закрой окно! Тебе вредно стоять на свежем воздухе». Это было такое большое пространство, где-то там эта Сара. Какое! Это коммунальная квартира. Оказалось, все знакомо - очень тесные обстоятельства жизни, в которых мучается человек. Честно говоря, для меня прототипом Иванова стал сам Антон Павлович — еще молодой человек, который безропотно вез воз семьи, ведь был единственным кормильцем. Не случайно его волновали философские темы о смысле существования и несправедливости природы.

При этом история героя без развития — сложнейшая задача. Насколько нам удалось ее раскрыть, скажет зритель.

- Вы перенесли действие пьесы в наши дни. Значит, и сегодня есть Ивановы. Им тяжелее живется в нашем веке?

- Точно также. ИванОвых много, а ИвАнов — один. Человек, который входит в такие отношения со своей совестью - я таких людей не встречал. Может быть, Солженицын. Это моя личная аналогия. Но у Солженицына была идея, а у ИвАнова нет идеи, он просто не согласен — с миром, с самим собой. Это мука, пытка для окружающих, для него самого. Но он очень честен, идет до конца в этом неприятии, в бескомпромиссности, поэтому таких людей я не встречал.

Не знаю, играл ли я что-то сложнее в своей жизни. Это каждый спектакль на сопротивлении, я сам компромиссный к этой жизни человек, и каждый раз ищу обоснование, почему я -Иванов - поступаю так, и каждый раз это борьба с самим собой. Консенсуса не видно, на такую муку я себя обрел в этой роли.

А В ЭТО ВРЕМЯ

«Постановка Кирилла Серебренникова у нас обязательно будет»

- Недавно вы рассказали, что Кирилл Серебренников поставит спектакль «Чайковский» в этом сезоне в вашем театре. Вы верите, что эта постановка состоится (режиссер, художественный руководитель «Гоголь-центра» Серебренников находится под домашним арестом и обвиняется в хищении бюджетных средств)?

- Верю. Работа идет, я смог передать Кириллу книги Познанского о Чайковском, пьеса уже написана. Все будет!

оригинальный адрес статьи