Театральная компания ЗМ

Пресса

20 марта 2018

Взрослые темы Детского Weekenda

Марина Шимадина | Информационный портал «Театрал»

20 марта во всем мире отмечается Международный день театров для детей и молодежи. А в Москве на днях как раз прошла программа Детский Weekend фестиваля «Золотая маска», собравшая самые интересные спектакли для детей и подростков. О задачах и итогах работы проекта рассказывает один из его кураторов Марина Шимадина.

– В этом году Детский Weekend у нас проходил под девизом «новые тексты и новые формы». Не то чтобы мы с Алексеем Гончаренко изначально придумали такой формат, просто спектакли, показавшиеся нам достойными внимания, сами сложились в такую картину. Пока традиционный театр пережевывает одни и те же темы, произведения и приемы, топчась на месте, театр поисковый, экспериментальный выглядит на его фоне гораздо интереснее, живее. В этих постановках есть риск, есть несовершенства, но есть и драйв, есть стремление говорить о том, что важно для детей и подростков сегодня, и говорить на их языке.

У нас были очень разные жанры: спектакль-комикс, спектакль-бродилка, спектакль-лекция, спектакль-чат. Большое впечатление на тинейджеров произвела постановка театра «Поиск» из Лесосибирска – «Лесосибирск. Лойс» (на фото), где все действие происходит на экране, в соцсети, к которой могли подключиться и зрители. Это среда, в которой постоянно живут и общаются современные дети, это их мир, и было любопытно посмотреть, как театр заходит на новую для себя территорию, пробует почву. Эта документальная история рассказывает о жизни очень маленького, изолированного от остального мира городка, но оказывается, что у московских школьников по существу те же самые проблемы — неприкаянность, пустота, одиночество в сети.

Этот спектакль заявлен в основном конкурсе «Маски» в номинации «эксперимент», как и еще один участник Детского Weekenda – «Музей инопланетного вторжения» Ксении Пертрухиной, Леши Лобанова и Шифры Каждан, кстати, выдвинутый недавно на премию «Инновация». Это же невероятно, что постановки для подростков вдруг оказываются на передовой художественной мысли. Обычно же наш детский театр супер-консервативен, и вдруг такой прорыв.

Другая важная проблема детского театра – это новые тексты, вернее, их отсутствие. Репертуар ТЮЗов, мне кажется, вообще не меняется из века в век. А ведь сейчас выходит огромное количество интереснейшей детской литературы, но театры её не замечают. Поэтому инсценировки новых актуальных книг у нас на вес золота, и они востребованы публикой. Посмотрите, какой ажиотаж в РАМТе вокруг спектакля «Я хочу в школу» по роману Жвалевского и Пастернак. Билеты сметают, из других городов приезжают, зал сидит наэлектризованный – потому что это про них говорят со сцены, попадают в их болевые точки, поднимают их жизненные вопросы.

Мы не ожидали, но не меньший фурор вызвал на фестивале и спектакль «Скеллиг» (на фото - обсуждение, состоявшееся после показа) Канского театра драмы по роману Дэвида Алмонда в переводе и инсценировке Ольги Варшавер. Это история подростка, который обнаруживает в сарае какого-то бомжа, ухаживает за ним, откармливает, а тот на поверку оказывается ангелом с крыльями и спасает от смерти его новорожденную сестренку. Такой вот фантастический реализм. Режиссер Максим Соколов осуществил первую постановку в России, она не бесспорна, решена в духе рок-концерта с музыкальными перебивками между сценами. Но подросткам это страшно понравилось. Они писали потом в соцсетях, что лучше ничего в жизни не видели. А после спектакля долго не хотели расходиться, разговаривали с актерами. То есть они не отбывали в театре повинность с классом или с родителями, как это обычно бывает, а увидели ответ на свои внутренние запросы.

Конечно, были у нас не только жесткие концептуальные вещи, но и прекрасные сказки, такие как «Театр теней Офелии» Дениса Бокурадзе из другого маленького городка – Новокуйбышевска, который участвует в конкурсе со своим «Лиром». Или бэби-спектакль «Лёк» (на фото ниже) Александра Янушкевича из Пермского театра кукол, который на позапрошлой «Маске» триумфально представлял свою «Толстую тетрадь» по роману Аготы Кристоф. Но это тоже редкие, штучные изделия.

В этом году Детскому Weekendу исполнилось пять лет, и Мария Евсеевна Ревякина предложила нам расширить программу: не просто показать в Москве готовые работы, но и инициировать что-то новое. Так родилась лаборатория «Театр и современная литература для подростков», которую поддержал Электротеатр Станиславский. Пять молодых режиссеров сделали эскизы по новым книжкам, в основном, переводным. Только Катя Корабельник взялась за «Детей ворона» Юлии Яковлевой — страшную историю об эпохе сталинских репрессий, когда родители внезапно исчезают, и дети должны выживать сами. Но они все равно ещё дети и живут немного в сказке – и эту двойственность режиссер и художник удачно передали за счет анимации.

Что интересно, еще два эскиза были посвящены недавней истории: Галина Зальцман поставила «По ту сторону синей границы» (на фото) Энн Файн о подростках, которые бегут из ГДР в ФРГ морем, вплавь, а Женя Беркович взяла «Считалку» Тамты Мелашвили – еще более пронзительную историю о двух подружках в зоне военного абхазо-грузинского конфликта. Обе вещи трагические, о детях, которые в силу своего идеализма, максимализма и просто гуманности нарушают всевозможные границы и становятся жертвами взрослых политических игр. Мы долго потом обсуждали со зрителями, как такое можно ставить, понятно ли это и нужно ли современным детям. Но с другой стороны, а кто им еще расскажет о недавней истории? Сухой параграф в учебнике, скроенном по единым стандартам? Что они из него вынесут? Только театр с его возможностью эмоционального подключения может дать детям ощущение причастности к истории, возможность пережить чужую боль как свою.

Мы очень надеемся, что этот проект будет иметь продолжение. И возможно, на следующем Детском Weekende мы увидим готовый спектакль по какому-то из эскизов.



оригинальный адрес статьи