Театральная компания ЗМ

Пресса

8 октября 2018

Андрей Жагарс: «Укрощение строптивой - настоящая жемчужина!»

Интернет-издание DELFI Showtime |

8 и 9 октября в Риге пройдут первые с 1980 года гастроли балетной труппы Большого театра. Это само по себе событие из ряда вон. А то, что гости везут спектакль "Укрощение строптивой" -- живой, яркий, остроумный, – это просто подарок для наших зрителей, считает Андрей Жагарс. Именно он возглавлял музыкальное жюри российской национальной театральной премии "Золотая Маска", когда "Укрощение строптивой" завоевало сразу три основные награды – за лучший спектакль, лучшую мужскую и лучшую женскую роли. Это был триумф.
Руководить жюри – далеко не легкая прогулка. Мало того, что надо отсмотреть множество работ, так еще и мнения коллег к общему знаменателю свести. А ведь там что ни судья, то личность с устоявшимся взглядом на жизнь и искусство: артисты и режиссеры, хореографы и дирижеры, композиторы и критики.

"Всякое бывало. Иногда приходилось вопросы решать голосованием. Но в случае с "Укрощением строптивой" наблюдалось полное единодушие. И профессионалы балета были "за", и оперные специалисты, да вообще все, - рассказывает Андрей. – Я предвкушаю, с каким удовольствием рижские театралы будут смотреть этот спектакль. Хореограф Жан-Кристоф Майо –один из самых талантливых на сегодняшний день. А тут еще и артисты Большого театра! И музыка Дмитрия Шостаковича! Да, это по-настоящему выдающийся балет, изысканный, стильный. Жемчужина неоклассицизма, без всяких преувеличений.

А ведь браться за такие сюжеты трудно. Каждый знает, что у Шекспира в "Укрощении строптивой" происходит. Но Майо умудрился эту простую и милую комедийную историю преподнести очень свежо, остроумно и искренне. Такие вот сюжетные балеты часто оказываются немножко архаичными, немножко академичными по хореографическому языку. Майо же, работая с Большим театром, остался верен своему характеру, своей манере – яркой и современной. Мы привыкли, что в балете на первый план выходит техника, природные данные танцовщиков, а когда надо эмоцию выражать мимикой и пластикой, некая наигранность чувствуется, и благо что жанр это позволяет. Но в "Укрощении строптивой" образы живые и сочные. И взаимоотношения между героями какие-то настоящие, не формальные, прямо химия между ними чувствуется. Реакции настолько естественные, что даже в драматическом театре редко встретишь. Скорее в кино. Я, конечно, не хочу обидеть женский состав, Екатерина Крысанова в роли Катарины просто прекрасна, она абсолютно заслуженно получила "Золотую Маску" за лучшую женскую роль, но кто меня поразил до глубины души, так это Владислав Лантратов (который тоже получил "Золотую Маска", - прим. авт.). Он до этого танцевал в основном принцев, романтичных, интеллигентных, и вдруг – Петруччо! Хулиган, дикарь! Эти длинные волосы, эта смешная шуба, эта шляпа, этот мятежный дух!..

Меня спрашивают, не мешает ли восприятию шекспировского сюжета то, что балет положен на музыку Шостаковича из кинофильмов. Нет, не мешает. Она очень красива, иронична, остроумна, она идеально подошла к "Укрощению строптивой", и видно было, что хореограф очень хорошо в ней разбирается, чувствует ее, тщательно он подходит к отбору. Кажется, что артистам очень легко танцевать под эти мелодии – но, быть может, эта легкость обманчива и трудности были преодолены во время репетиций. Знаете, музыка в балете порой отходит на второй план, сводится к "умпа-умпа-умпа", а тут не так, тут она придает спектаклю еще одно измерение, дополнительную ценность… Мне много приходится ездить по свету, посещать музыкальные конкурсы, театры, концерты. Я действительно много видел. И "Укрощение строптивой" - в моей личной коллекции лучших балетов наших дней".

8 и 9 октября балет Жан-Кристофа Майо "Укрощение строптивой" будет показан на сцене Латвийской Национальной оперы в рамках фестиваля "Золотая Маска в Латвии".

оригинальный адрес статьи