Театральная компания ЗМ

Пресса

16 мая 2019

«THEATRUM 2019» — бесплатный фестиваль на стыке театрального и музейного искусств

Inner Emigrant | «Ваш досуг»

В Год театра Институт театра и Благотворительный фонд Владимира Потанина запустили проект «THEATRUM 2019», который призван обратить внимание профессионального сообщества и широкой публики на активное развитие сотрудничества музея и театра.

Название проекта отсылает к «предформам» современного музея, называвшихся театрами, – ренессансным «театрам мира» (лат. Theatrum Mundi) или «театрам воспоминаний» (лат. Theatrum Sapientiae), «первым ранним попыткам представить мир визуально путем предметной репрезентации сложных мировоззренческих понятий» (Зинаида Бонами). По сути, театры XVI века предлагали людям собственный способ познания окружающего мира, что делают музеи и театры XXI века.

Программа «Theatrum 2019» состоит из трех частей – лаборатории, фестиваля спектаклей и круглого стола. Лаборатория пройдет с 21 по 24 мая не в Москве, в историко-культурном комплексе «Вятское» в Ярославской области.

Фестиваль спектаклей, созданных в сотрудничестве музеев и театра, пройдет уже в Москве, с 31 мая по 4 июня. Всего покажут 6 работ.

Вход на все спектакли фестиваля в Москве будет принципиально бесплатным, по предварительной регистрации, которая откроется в ближайшее время на сайте проекта.

Редакция «Вашего досуга» рассказывает обо всем, что может быть очень обидно пропустить.

1. Я НА ГРАНИЦЕ ТЕБЯ, ТЫ НА ГРАНИЦЕ МЕНЯ
Когда: 31 мая 20:00
Где: Боярские палаты СТД РФ, Страстной бульвар, 10

Кто: Государственный исторический музей Южного Урала, Челябинск. По пьесе «Малахитовая кукушка» Егора Черлака. Режиссер Олег Хапов. Художник Ольга Гражданкина.

Что: Режиссера Олега Хапова вдохновила история семейной пары, актеров челябинского кукольного театра, которых разлучила война. Эту историю дополнили многочисленные письма военных лет с одной из музейных экспозиций. К работе был привлечен челябинский драматург Егор Черлак, а в фондах Исторического музея обнаружилась масса вещей военной поры. В результате получилась поучительная и трогательная «бродилка» о том, что такое война, расставания и потери.

Регистрация на событие откроется 20 мая на официальном сайте фестиваля «Золотая Маска».

2. РОДНАЯ МАТЬ
Когда: 1 июня 20:00
Где: Театральный Музей им. А.А. Бахрушина, улица Бахрушина, 3112, Каретный сарай

Кто: Архитектурно-этнографический музей Вологодской области «Семёнково» и Молодежный экспериментальный театр-студия «Сонет» (Вологда). Драматург Дмитрий Мухин. Режиссер Ольга Бороздина.

Что: В основе спектакля лежат несколько листов архивных дел. «Родная мать» – это соединение научного анализа документов и поиска художественного языка. Одновременно это попытка поговорить не только о взаимоотношениях в деревне XIX века. Мать, которая не замечает, что ее дети повзрослели и хотят жить без ее контроля; братья, соперничающие за лидерство в семействе и не желающие уступать ни матери, ни друг другу. Крестьянская община пыталась искать свои пути разрешения противоречий. Разбираемся чем интересен этот опыт сегодня.

Регистрация на событие откроется 20 мая на официальном сайте фестиваля «Золотая Маска».

3. УРАЛМАШGO!
Когда: 2 июня 20:00
Где: Московский музей современного искусства, улица Петровка, 25

Кто: Музей истории Екатеринбурга. Драматург Полина Бородина. Постановка и музыкальное оформление Дмитрий Зимин. Режиссер Ирина Лядова.

Что: Главный герой спектакля – Уралмаш, район, известный в городе и стране. Для одних он стереотипно связан с крупнейшим в СССР заводом, для других с криминальными разборками 90-х. Хотя Уралмаш уже не является ни тем, ни другим, жители Екатеринбурга и страны до сих пор живут в плену сложившихся образов. На этом фоне авторы спектакля стремились показать полифоничность Уралмаша. Проговорить то, чем он является через судьбы и личные истории людей, для которых Уралмаш – это малая родина. Мозаика характеров, судеб, в которых отражается судьба района в его прошлом, настоящем и будущем. Спектакль поставлен как квест. Молодой парень Паша ловит на свой телефонов жителей, которые жили или живут на Уралмаше и рассказывают свои истории.

Регистрация откроется 20 мая на официальном сайте фестиваля «Золотая Маска».

4. ПЕРМСКИЕ БОГИ
Когда: 3 июня 19:00
Где: Театр им. Вл. Маяковского, Сцена на Сретенке, Пушкарев переулок, 21

Кто: Пермский академический Театр–Театр и Пермская государственная художественная галерея. Режиссер Дмитрий Волкострелов. Художник Ксения Перетрухина. Композитор Дмитрий Власик.

Что: Дмитрий Волкострелов и Ксения Перетрухина и шесть молодых актеров пермского Театра-Театра исследуют уникальный пермский феномен – коллекцию деревянной скульптуры XVII-XIX веков. Итог – культурологическая зарисовка о людях и вере, искусстве и времени, культуре и быте. Это необычный спектакль-погружение с особым, медитативным ритмом, постановка для тех, кто умеет слышать за тишиной вечность.

Регистрация откроется 20 мая на официальном сайте фестиваля «Золотая Маска».

5. ВОССТАНИЕ
Когда: 4 июня 14:00
Где: Музей истории ГУЛАГа, 1-ый Самотечный переулок, 9 стр 1

Кто: Томский областной краеведческий музей им. М.Б. Шатилова и Томский областной театр юного зрителя. Автор пьесы Михаил Калужский. Режиссер Вячеслав Гулевицкий. Сценография и костюмы Алена Шафер.

Что: Авторы спектакля, опираясь на документы из архивов и материалы исследований, результаты экспедиций сотрудников музея, базу данных проекта «Сибиряки вольные и невольные» рассказывают языком музея и театра о малоизвестной, но во многом знаковой странице томской истории – Чаинском крестьянском восстании июля 1931 года, самом масштабном выступлении крестьян-спецпереселенцев на территории Западной Сибири.

Регистрация откроется 20 мая на официальном сайте фестиваля «Золотая Маска».

6. РЕПИН
Когда: 4 июня 20:00, 20:30, 21:00, 21:30
Где: Третьяковская галерея, Крымский вал, 10

Кто: Ансамбль «Практика». Режиссер Юрий Квятковский. Музыкальный руководитель Ольга Власова.

Что: «Репин» состоит из двух частей – перфоманса и самой выставка Репина. Авторы перформанса обратились к текстам дневников Репина, его друзей и знакомых. И «наполнили» эти воспоминания музыкой, с помощью импровизационных упражнений. Такая же работа была проделана и с картинами, откуда были взяты образы и предметы. То есть отправной точкой для партитуры действия является жизнь Репина, его среда, окружение и его живопись. Перформанс готовит к восприятию творчества художника, дает возможность обратить внимание на детали, увидеть уникальное в обыденном. В каком-то смысле зритель приближается к состоянию художника и уже с этим опыт приходит непосредственно на выставку.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА — КРУГЛЫЙ СТОЛ
Когда: 4 июня 15:30
Где: Музей истории ГУЛАГа, 1-ый Самотечный переулок, 9 стр 1

Кто: Модераторы Артем Силкин, Кристина Матвиенко.

Что: Музеи и театры: новая модель сотрудничества и новый формат в искусстве.

В сегодняшнем, горизонтальном мире функции и целеполагание искусства радикально изменились. Союз музея и театра спровоцировал появление новых гибридных форм и уникального опыта «соучастия». Художественному явлению, активно развивающемуся последние несколько лет, посвящен круглый стол с участием художников, кураторов, культурных менеджеров и экспертов. Это – первая попытка легитимизировать и описать новый формат в искусстве, снимающий оппозицию между музеем и театром.

Театрализация музея, влияние идей Баухауза и перформативных практик 1950-х на театр, демократизация доступа к искусству привели к переопределению границ жанров и институций. И музеи, и театры все настойчивей разрушают «четвертую стену» между зрителем-потребителем и продуктом. И отменяют понятие «продукт», которое больше не отражает существо ни спектакля, ни выставки.

Как музей использует театр? Зачем музей современному театру? Как строится их работа на практике? Что такое экспертиза этих междисциплинарных проектов? Именно сегодня настал момент, когда функционал и художественные намерения музея и театра пересекаются и открывают новые перспективы в искусстве. ​

оригинальный адрес статьи