Театральная компания ЗМ

Пресса

10 ноября 2021

Фестиваль «Золотая Маска» покажет в Уфе три легендарных спектакля: «Kaash» Акрама Хана, «Маленькую смерть» Иржи Килиана и «Минус 16» Охада Нахарина

Вита Хлопова

11 и 12 ноября на сцене Башкирского театра оперы и балеты состоятся гастроли Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, который представит спектакли трех выдающихся хореографов.

Вечер, объединивший в себе эти спектакли, показывает, чем заканчивается 20 век в области танцевального искусства, и куда он идет дальше. Как балет трансформируется в современную хореографию (Иржи Килиан), как «память крови» Акрама Хана создает новые нейронные связи современного танца, и как серьезная методика работы с телом (как у Охада Нахарина) открывает свободу движения не только в профессиональных артистах. 

Постановка «Маленькая смерть» чешского хореографа Иржи Килиана уже прочно закрепилась в истории, как классика конца XX столетия. Поставленная в 1991 году для Зальцбургского фестиваля к 200-летию со дня смерти Моцарта «Маленькая смерть» продолжает свое победоносное шествие по многим музыкальным театрам мира и по сей день. 

6 юношей, 6 девушек, 6 рапир, 6 фижм и одно громадное тончайшее покрывало: вот действующие лица спектакля, название которого на французском языке (Petite mort) означает «оргазм». Килиан тут не говорит топорно о любви, но вся работа ей пронизана. Красивые тела, изящно переплетаемые под музыку Моцарта, рассказывают истории про страсть, томление, и конечно же, любовь. Трафаретные каркасы фижм прячут за собой девушек, одетых во вневременные телесные купальники, а рапиры становятся партнершами юношей в массовом дуэтном номере. 

В этом балете артистам негде спрятаться: лаконичные костюмы не помогают маскировать ошибки или недочеты, поэтому не каждой балетной труппе под силу исполнить эту постановку Килиана. МАМТ танцует «Маленькую смерть» уже 11 лет, и за это время труппа не только идеально овладела сложной техникой Килиана, но и нашла свою тональность в исполнении этой постановки. 

Получить работу одного из самых востребованных хореографов современности Охада Нахарина в репертуар любого театра мира – редчайшая удача, которая впоследствии будет сопровождаться неотъемлемыми «распродано» через час после старта продаж. У Нахарина есть своя версия, что такое «Минус 16», но в этой постановке нет вообще никакой связи даже с его версией. Современный танец Охада Нахарина не рассказывает историю, но каждая его танцевальная часть заключает в себе множество сюжетов и аллегорий. Иногда даже и вполне трагичных. 

«Минус 16» – это постановка-конструктор, которая состоит из нескольких танцевальных номеров из других его работ. Надо сказать, культовых номеров, именно поэтому работа стала таким хитом. Зритель останется в восторге от незаметного сначала соло артиста, исполненного в антракте, и разгоняющего кровь к своему финалу. Или от легендарного Echad Mi Yodea, трагедию которого поначалу сложно расшифровать из-за заводящего унисона синхронного танца. Или от сюрприза в финале, о котором лучше узнать на сцене, а не из анонса. Сюрприз этот растапливал сердца не только суровых критиков, но и скептически настроенных к современному танцу зрителей. 

«Минус 16» – это абсолютный чистый восторг, и если после него вы не полюбите современный танец, то значит, вы будете единственным человеком на земле, которому это удалось. 

Акрам Хан – сверхпопулярный и востребованный британский хореограф – много лет исследует в своем танце соединение традиций и современности. Семья Хана родом из Бангладеша, поэтому с самого детства Акрам изучал национальные танцы своего народа. Когда его интерес упал на современный танец, ему стало интересно объединять то, о чем раньше никто не додумывался: индийский катках и современные техники танца. «Kaash» – его первая полнометражная работа – была поставлена в 2002 году, и с тех пор тоже уже почти двадцать лет она гастролирует по различным сценам мира. Собственно, эту работу Хан считает попыткой примирения катхака и современной хореографии на сцене, но опять же – четкого сюжета вы здесь не увидите. Скорее, образы, связанные с индуистской культурой, с жизненными временными циклами, с созиданием и разрушением. 
Известный скульптор Аниш Капур оформлял этот спектакль в качестве сценографа, и это тоже отличительная черта многих современных хореографов: приглашать в театр, казалось бы, нетеатральных людей. Потому что новому театру всегда нужен новый угол зрения, новое дыхание. 

оригинальный адрес статьи