Театральная компания ЗМ

Пресса

17 августа 2009

Дядюшкин сон

Столица. Таллинн

«Столица» продолжает знакомить своих читателей со спектаклями, входящими в программу нынешнего фестиваля «Золотой Маски», который пройдет в октябре в Таллинне. Сегодня — «Дядюшкин сон» в постановке БДТ.



Большой драматический театр имени Георгия Александровича Товстоногова (БДТ) ведет свою историю с 1919 года. Это один из первых театров, созданных большевиками после Октябрьской революции в Санкт-Петербурге. С 1992 года он носит имя своего прославленного режиссера Георгия Товстоногова.

БДТ открыл миру множество замечательных артистов. Среди них такие громкие имена, как Иннокентий Смоктуновский, Татьяна Доронина, Олег Басилашвили, Ольга Борисова, Александр Толубеев, Алиса Фрейндлих и многие другие. Театр позволил им раскрыть свой талант, эти величайшие артисты театра и кино пользуются любовью и признанием зрителей всего мира.

БДТ имени Товстоногова — один из самых знаменитых в России, СНГ и в Европе. Многие специально приезжают в Санкт-Петербург, чтобы посетить спектакль в исполнении труппы БДТ. На спектаклях этого театра всегда аншлаг.

После более чем десятилетнего перерыва Достоевский возвращается в БДТ— на сцену театра выйдут герои повести «Дядюшкин сон». Повесть впервык была опубликована в 1859 году в журнале «Русское слово» и стала первым произведением, вышедшим из-под пера Достоевского после десятилетнего молчания, вызванного арестом и пребыванием в тюрьме и на каторге.

С нее же, как отмечают исследователи, в 1878 году началось «настоящее театральное бытие прозы Достоевского». Инсценировка «вещички голубиного незлобия и замечательной невинности», по словам самого Достоевского, положила начало триумфальному шествию произведений Достоевского по сценическим площадкам всего мира. Но вышло так, что «дебютанту» театры предпочли более масштабные произведения Федора Михайловича. «Братья Карамазовы», «Идиот», «Бесы», «Преступление и наказание», «Игрок», «Подросток» побили все рекорды по количеству инсценировок и постановок.

Сегодняшней постановкой БДТ не только продолжает собственную историю обращений к творчеству великого русского писателя, («Идиот» и «Село Степанчиково и его обитатели» в постановке Г.А. Товстоногова, «Кроткая» в интерпретации Л.А. Додина), но и представляет на суд зрителей неожиданного, неизвестного Достоевского…
Постановку спектакля по оригинальной инсценировке Юрия Лоттина осуществил художественный руководитель БДТ народный артист России и Грузии Темур Чхеидзе в соавторстве с известным петербургским художником Эмилем Капелюшем и композитором, заслуженным деятелем искусств России, Александ­ром Кнайфелем. Роли в спектакле исполняют как признанные мастера сцены Алиса Фрейндлих, Олег Басилашвили, Елена Попова, Мария Лаврова, Евгений Чудаков, так и молодые артисты — Полина Толстун, Кирилл Жандаров, Сергей Галич.

Главная героиня спектакля «Дядюшкин сон» Зиночка (Полина Толстун) вынуждена по воле матери (Алиса Фрейндлих) разыгрывать любовь к дышащему на ладан князю К. (Олег Басилашвили). Выгодный брак должен восстановить ее репутацию, загубленную «неформатным» романом с бедным учителем. По законам жанра сюжет венчает морализаторский финал: деспотичная мамаша становится всеобщим посмешищем и жертвой собственной интриги. Алиса Фрейндлих играет свою героиню сильной и деспотичной матроной, главной чертой которой является закоренелый перфекционизм. Неминуемое фиаско в конце заставляет ее полностью пересмотреть свои жизненные установки.
Если бы спектакль по повести Достоевского ставил молодой режиссер, он бы, возможно, дал урок современным девицам, предпочитающим любви расчет. Но главный режиссер БДТ Темур Чхеидзе переставил акценты. Его спектакль о трагизме старости и тщетности попыток вернуть молодость.

Главный герой — князь Олега Басилашвили, а вовсе не Зиночка или ее мать. В самом начале актер карикатурно изображает дедушку, который все еще верит в свою мужскую силу. К концу спектакля уже становится понятно — это только маска, скрывающая тоску по стремительно уходящей жизни. Увы, повернуть время вспять возможно только во сне. Поэтому финал, в котором уставшему от интриг князю снится Зиночка в легком белом платье, получается возвышенно-пафосным. Но в данном случае это не мешает, а придает постановке старомодное очарование, которое можно назвать фирменным знаком современного БДТ.

Премьера «Дядюшкиного сна» состоялась 10 мая 2008 года. В 2009-м спектакль был номинирован на премию «Золотая Маска» в нескольких категориях: как лучший спектакль большой формы, лучшая работа режиссера (Темур Чхеидзе), лучшая женская роль (Полина Толстун, Алиса Фрейндлих). Лауреатом всероссийской театральной премии 2009 года стал Олег Басилашвили за лучшую мужскую роль в этом спектакле.
«Столица»


оригинальный адрес статьи