Маска Плюс 2020
«Маска Плюс» – это своего рода офф-программа национального театрального фестиваля и премии «Золотая Маска». Она собирает в свою афишу спектакли, которые не вошли в основной конкурс, но фиксируют важные тенденции, еще не ставшие мейнстримом и при этом все больше заявляющие о себе в театральном процессе.
В 2019 году проявился интересный репертуарный поворот: большая театральная классика стала все чаще перебираться в камерные залы. В афише «Маски Плюс» – два названия, которые переместились с больших сцен в экспериментальные «подвальные» пространства, а вот современная пьеса – напротив, вышла на большую сцену. Так, «Ревизор» и «Чайка» в смелых прочтениях Андрея Сидельникова и Петра Шерешевского превратились в актуальные высказывания о современности, а пьеса «Человек из Подольска», принесшая драматургу Дмитрию Данилову «Золотую Маску» в 2018-м, воспринимается уже почти как классический текст, с которым можно обращаться так свободно, как это делает Никита Гриншпун в Омском «Пятом театре». Другой аспект этого процесса можно заметить в пьесе Павла Пряжко «Сосед» и спектакле «театра post». На первый взгляд, в нем, как и в других постановках Дмитрия Волкострелова и его команды по текстам белорусского драматурга, история концентрируется на незначительных подробностях обыденной жизни. Однако автор, а вслед за ним и постановщики, меняют привычный для себя принцип строения сюжета и обращаются к классической трактовке драматического события.
Другой важный тематический блок программы 2020 года – феминистский поворот в театре. Благодаря спектаклям «Top girls» из Петербурга и «Locker Room Talk» из Москвы, созданным по текстам британских драматургов Кэрил Черчилл и Гэри Макнейра соответственно, есть возможность поговорить о феномене профеминистского или шире – активистского театра, его перспективах на российской сцене и коммуникативном потенциале. Сюда же, пожалуй, примыкает и спектакль «Тверь-Тверь» режиссера Елизаветы Бондарь, который разговаривает с городом и с его жителями из разных социальных слоев о них же самих и об их идентичности «тверяка».
Третья, и, пожалуй, самая очевидная тема программы – развитие театрального дела в сверхмалых городах. «Фронтовичка» из Большой Атни и «Папоротник» из Буинска создают еще один прецедент для размышлений о художественной и организационной модели театра в малых городах и поселках с населением, исчисляемым не сотнями тысяч, а десятками тысяч человек.
Рядом возникает тема сверхмалых театров, вышедших из студийных или любительских коллективов, или проектов однокурсников. Так уж случилось, что именно сейчас многие из них заново обретают свой театральный путь. Речь и о петербургских Камерном театре Малыщицкого, которым руководит Петр Шерешевский, и о театре «Суббота», главным режиссером которого не так давно стал Андрей Сидельников, и конечно, о пермском театре «Новая драма» Марины Оленевой, чей спектакль «Летели качели» оказался триумфатором многих региональных фестивалей и вот теперь приедет в Москву. Приедет и театр «Мастерская», самый большой, многосоставный из малых и студийных театров Петербурга, привезет «Утиную охоту», где солирует, можно сказать, «золотой состав» театра, курс основателей «Мастерской» во главе с Евгением Шумейко.
Помимо прочего, публику «Маски Плюс»-2020 ждут встречи с актерскими работами Виталия Коваленко, Алексея Корсукова, Разили Мухлисуллиной, Евгения Шумейко и других, которые просто невозможно было оставить без внимания фестивального зрителя.
В 2019 году проявился интересный репертуарный поворот: большая театральная классика стала все чаще перебираться в камерные залы. В афише «Маски Плюс» – два названия, которые переместились с больших сцен в экспериментальные «подвальные» пространства, а вот современная пьеса – напротив, вышла на большую сцену. Так, «Ревизор» и «Чайка» в смелых прочтениях Андрея Сидельникова и Петра Шерешевского превратились в актуальные высказывания о современности, а пьеса «Человек из Подольска», принесшая драматургу Дмитрию Данилову «Золотую Маску» в 2018-м, воспринимается уже почти как классический текст, с которым можно обращаться так свободно, как это делает Никита Гриншпун в Омском «Пятом театре». Другой аспект этого процесса можно заметить в пьесе Павла Пряжко «Сосед» и спектакле «театра post». На первый взгляд, в нем, как и в других постановках Дмитрия Волкострелова и его команды по текстам белорусского драматурга, история концентрируется на незначительных подробностях обыденной жизни. Однако автор, а вслед за ним и постановщики, меняют привычный для себя принцип строения сюжета и обращаются к классической трактовке драматического события.
Другой важный тематический блок программы 2020 года – феминистский поворот в театре. Благодаря спектаклям «Top girls» из Петербурга и «Locker Room Talk» из Москвы, созданным по текстам британских драматургов Кэрил Черчилл и Гэри Макнейра соответственно, есть возможность поговорить о феномене профеминистского или шире – активистского театра, его перспективах на российской сцене и коммуникативном потенциале. Сюда же, пожалуй, примыкает и спектакль «Тверь-Тверь» режиссера Елизаветы Бондарь, который разговаривает с городом и с его жителями из разных социальных слоев о них же самих и об их идентичности «тверяка».
Третья, и, пожалуй, самая очевидная тема программы – развитие театрального дела в сверхмалых городах. «Фронтовичка» из Большой Атни и «Папоротник» из Буинска создают еще один прецедент для размышлений о художественной и организационной модели театра в малых городах и поселках с населением, исчисляемым не сотнями тысяч, а десятками тысяч человек.
Рядом возникает тема сверхмалых театров, вышедших из студийных или любительских коллективов, или проектов однокурсников. Так уж случилось, что именно сейчас многие из них заново обретают свой театральный путь. Речь и о петербургских Камерном театре Малыщицкого, которым руководит Петр Шерешевский, и о театре «Суббота», главным режиссером которого не так давно стал Андрей Сидельников, и конечно, о пермском театре «Новая драма» Марины Оленевой, чей спектакль «Летели качели» оказался триумфатором многих региональных фестивалей и вот теперь приедет в Москву. Приедет и театр «Мастерская», самый большой, многосоставный из малых и студийных театров Петербурга, привезет «Утиную охоту», где солирует, можно сказать, «золотой состав» театра, курс основателей «Мастерской» во главе с Евгением Шумейко.
Помимо прочего, публику «Маски Плюс»-2020 ждут встречи с актерскими работами Виталия Коваленко, Алексея Корсукова, Разили Мухлисуллиной, Евгения Шумейко и других, которые просто невозможно было оставить без внимания фестивального зрителя.
Оксана Ефременко, Нияз Игламов, Оксана Кушляева
24 февраля 2020
19:00
16+
19:00
25 февраля 2020
19:00
18+
19:00
26 февраля 2020
19:00
Театр на Таганке
/ 16+
16+
19:00
27 февраля 2020
29 февраля 2020
19:00
18+
19:00
02 марта 2020
Социально-Художественный театр, Санкт-Петербург
Социально-Художественный театр, Санкт-Петербург
19:00
18+
19:00
03 марта 2020
Татарский драматический театр им. Габдуллы Тукая, Большая Атня
Татарский драматический театр им. Габдуллы Тукая, Большая Атня
19:00
Театр Луны
/ 16+
16+
19:00
04 марта 2020
19:00
12+
19:00
05 марта 2020
20:00
16+
20:00
06 марта 2020
14:00
18+
14:00
17:00
18+
17:00
20:00
18+
20:00
07 марта 2020
19:00
18+
19:00
10 марта 2020
11 марта 2020
20:00
ММОМА, Петровка 25
/ 12+
12+
20:00
12 марта 2020
20:00
ММОМА, Петровка 25
/ 12+
12+
20:00
Фестиваль «Золотая Маска» проведет в Москве круглый стол театров малых городов
10 марта 2020 | ИА ТАСС
«Золотая Маска» – 2020: что смотреть в программах «Эксперимент», «Маска Плюс» и с детьми
12 февраля 2020 | Алла Шендерова | Интернет-издание «The city»
Программа «Маска Плюс 2020» на фестивале «Золотая Маска»
22 января 2020 | Наталия Алейнова | Интернет-издание «Театр to go»
Объявлены участники программы «Маска плюс» 2020 года
21 ноября 2019 | Оксана Ефременко | Журнал «Театр.»
Петербургский «театр post» привез в Москву спектакль «Сосед»
13 марта 2020 | «Россия-Культура»
Маска Плюс. Театр из татарского села
12 марта 2020 | Мир 24
Фестиваль «Золотая Маска» провел в Москве круглый стол театров малых городов
12 марта 2020 | «Россия-Культура»