Детский Weekend 2014
Вот тезисно основные тенденции, который Детский Weekend - 2014 постарался показать за три дня, всевозможное качественное многообразие современного российского театра для детей. Итак, в программе представлены:
1.Режиссеры-классики тюзовского движения и их принципиальные работы, которые вошли в историю театра для детей и спровоцировали последователей на подражания. Анатолий Праудин и его программная «До свидания, Золушка!». В свое время его теория «театра детской скорби» наделала много шума. На поверку она оказалась не такой страшной, а новой теории театра для детей так до сих пор и не возникло. Александр Кузин с помощью первоклассной труппы «СамАрта» поставил в небольшой палатке мудрый спектакль о том, как в игре бескорыстный процесс важнее видимого результата. Оба спектакля идут уже десятилетие, все остальные спектакли программы – за редким исключением премьеры прошедшего сезона.
2.Новое поколение постановщиков и их взгляд на театр для детей. Спектакли РАМТа вышли из лаборатории, которые проходят не только в Москве, и стали событием, не смотря на предполагаемый возраст аудитории. За провинцию в этом разделе «отвечают» уже известные в Москве и Петербурге Борис Павлович и Екатерина Гороховская.
3.Музыкальный театр для детей стал осваивать новые жанры. Большой театр «настроился на оперу», представив сплав отличного вокала и новых технологий. И это не специально написанная современная опера для детей, юные зрители услышат лучшие, классические, хрестоматийные оперные арии для пяти голосов. Так воспитывают вкус. Балет «Москва» впервые в России обратился к contemporary dance для подростков (жанру чрезвычайно популярному в Европе), в котором они утверждают, что Пушкин и Моцарт обожали вечеринки, а юным зрителям надо как можно раньше понять, что им цинично и методично врут взрослые.
4.Директора театров жалуются, что на спектакли стали приводить, вернее, приносить, грудничков. Отвечая предложением на спрос многие театры стали в камерных пространствах устраивать спектакли для самых маленьких. Обычно спектакли с маркером 0+ бессюжетны и малословны, получается такой детский, но не наивный импрессионизм или экспрессионизм. «Сказки небесной коровы» Екатеринбургского театра кукол – маленькое путешествие на небо, «Маленькие чувства» Новогородского театра для детей и молодежи «Малый» – большое путешествие в жизнь.
5.Тренд последнего сезона, который эксперты отметили в номинации «Эксперимент» – социальный театр, который часто обращен именно к молодому зрителю. «Майская ночь» литовского режиссера Каролины Зерните говорит со слепыми «зрителями» как с равными. Хабаровский ТЮЗ ставит пьесы, написанные на острые темы самими тинэйджерами из США. Подростки – самая уязвимая театральная аудитория. Для них надо ставить спектакли специально, у них – свои особые проблемы, о которых часто трудно говорить с родителями и учителями, но можно позволить себе открыться в театре.
6.Театр кукол неожиданно опроверг две важнейшие теоремы театра для детей. Геннадий Шугуров доказал, что можно поставить отличный спектакль по мотивам популярного мультфильма, обнаружив в пресловутых «Бременских музыкантах» глубокие «шекспировские мотивы»: весь мир – театр. А Борис Константинов смог поставить на большой сцене спектакль «Все другие и собака», который проходит по ведомству «театра детской радости», но радость эта не бездумна и беспричинна, а заслуженна героями и зрителями.
7.Независимые камерные спектакли все чаще появляются в несценическом (не путать с несценичным) пространстве. Театр вышел за привычные пределы, интересные постановки для детей модно найти в клубах, библиотеках и культурных центрах. Подобный домашний театр – это уютное пространство и душевный разговор с начинающим зрителем. Важный пример такого театра в афише – «Сказки из маминой сумки» Марфы Горвиц.
Алексей Гончаренко, театральный критик, эксперт Фестиваля «Золотая Маска», куратор программы «Детский Weekend»