Театральная компания ЗМ

Класс-концерт

Большой театр, Москва
Номинация на Премию «Золотая Маска» 2008г.- «Лучший спектакль в балете»
балет на музыку Александра Глазунова, Анатолия Лядова, Антона Рубинштейна, Дмитрия Шостаковича



Музыкальная композиция: Александр Цейтлин

Хореография: Асаф Мессерер (1963)



Восстановление хореографии –

Хореограф-постановщик: Михаил Мессерер

Сценография и костюмы: Игорь Чапурин

Дирижер-постановщик: Павел Клиничев

Художник по свету: Дамир Исмагилов



Артисты: Мария Александрова, Мария Аллаш, Анна Антоничева, Светлана Захарова, Марианна Рыжкина, Елена Андриенко, Нина Капцова, Екатерина Шипулина, Анастасия Яценко, Екатерина Крысанова, Анна Леонова, Наталья Осипова, Алеся Бойко, Юлия Лунькина, Чинара Ализаде, Виктория Литвинова, Анна Тихомирова, Денис Матвиенко, Владимир Непорожний, Александр Волчков, Андрей Меркурьев, Руслан Скворцов, Артем Шпилевский, Андрей Болотин, Денис Медведев, Иван Васильев, Батыр Аннадурдыев, Юрий Баранов, Карим Абдуллин, Евгений Головин, Виктор Клейн, Антон Кондратов, Антон Кузнецов, Владислав Лантратов, Вячеслав Лопатин, Егор Хромушин


Продолжительность 40 мин.



Фотографии © Дамир Юсупов

«Класс-концерт» вполне театрален: хореографические комбинации красиво поставлены не только на музыкальный счет, но и на развитие темы. Театрально сделан момент переодевания девочками мягких балетных туфель на пуанты, как это и происходит в школе, воспроизведена и переменка, когда девочка опаздывает на урок; даже есть момент поливки пола. Но Асаф Мессерер не делал ставку на эти детали, скорее, это милые подробности, которые он вставлял легко и непринужденно, с самоиронией… Очень важна в этом спектакле тема единства труппы и школы. В «Класс-концерте» на сцене дети делали простейшие комбинации, затем вступали артисты – так наглядно было представлено развитие ремесла, от начинающих до премьеров.

Тогда уже знаменитый Владимир Васильев не считал зазорным выйти в «Класс-концерте», только чтобы сделать в коде пару кругов, и обязательно делал их в полную силу. Николай Фадеечев делал центральное адажио и лишь однажды туры по диагонали – и считал своей обязанностью показаться в балете, где демонстрируют звезд труппы. В то время процветал драмбалет, но мы уже видели балеты Баланчина, «Агон», в частности, знали о балете модерн, и были попытки поставить у нас что-то в новом ключе. После гастролей баланчинской труппы в Москве на балет стали смотреть другими глазами, даже одеваться на урок артисты стали по-другому.

Михаил Мессерер, интервью в буклете Большого театра




Балетный экзерсис от азов до вершин мастерства представлен как захватывающий театрализованный марафон. В единое целое крепкой режиссерской рукой собрано множество деталей. Мизансцены, игра ритмами и светом, эмоциональные акценты вроде сценок с переобуванием или канувшего в Лету, но милого сердцу бывалого балетомана сбрызгивания деревянного пола из садовой лейки, пространство цвета горького шоколада и стремительная взвихренность замысловато сконструированных юбок.

Пафос, ставший стилеобразующим элементом советского балета, в лучших его образцах не позволяли сделать ложным высокое мастерство и высокая миссия. Подобно непобедимому пограничнику Карацупе перед лицом враждебного мира наш балет стоял на страже всегда-всегда, в любой момент готовый дать достойный ответ.
«Независимая газета»