Театральная компания ЗМ

Вечер одноактных балетов

Мариинский театр, Санкт-Петербург

CONCERTO DSCH



Музыка Дмитрия Шостаковича

(Концерт № 2 для фортепиано с оркестром)

Хореограф: Алексей Ратманский
Ассистент хореографа: Татьяна Ратманская

Художник по свету: Марк Стенли

Художник по костюмам: Холли Хайнс



Артисты: Светлана Иванова, Константин Зверев, Надежда Батоева, Филипп Степин, Кимин Ким и артисты балета



Продолжительность 20 мин.






Второй фортепианный концерт композитор написал как подарок 19-летнему сыну Максиму ко дню его рождения. На дворе, кроме того, стоял 1957 год, и на душе у Шостаковича было хорошо. Музыковеды назовут это «оптимистической энергией композитора, вызванной окончанием сталинских репрессий». Спектакль назван отвлеченно — «Concerto DSCH», поскольку хореограф хотел подчеркнуть не какую-либо историю, а собственную преданность музыке. Латинские инициалы композитора в заголовке – ноты, записанные в немецкой нотации: Шостакович любил применять такую музыкальную подпись.

Балет Ратманского партитуре, безусловно, под стать: хореограф отлично расслышал позитивный зов. И сочинил бессюжетный вроде бы спектакль, в котором, однако, в один момент видишь бодрую резвящуюся молодежь, а в другой — укрывшуюся от нескромных глаз парочку, предающуюся первой любви.

Причем это высказано парадоксально — не отвязным языком танцплощадок, а чеканной графикой классического танца с элементами бытовизмов. Но Ратманский умеет подать классику так, что ни о каком замшелом академизме не помнишь, а думаешь о вечном обновлении поэтического источника.

инернет-портал «Gazeta.ru»





Никакой ностальгии по СССР, по эпохе строительства коммунизма в бессюжетном спектакле нет. В формлении балета (лишь яркий свет на пустой сцене) и в его костюмах (они спортивно-молодежные, слегка стилизованные под эпоху времен создания музыки) тоже не найдешь подобных отсылок. Одновременно в Concerto DSCH нет увлечения постмодернистской иронией соцарта.

Энергия, переполняющая безымянных героев балета, льется на публику уже в начальной сцене, когда под быстрые музыкальные темпы танцовщики становятся в позу «на старт, внимание, марш», что, впрочем, выльется не в спорт, а в россыпь балетных па. Или когда они в буквальном смысле собираются в тесный дружеский кружок, чтобы затем фейерверком рассыпаться на отдельные группы, каждая из которых имеет собственный рисунок танца.

Короткий 26-минутный спектакль пролетает мгновенно. Это и хорошо, и плохо. Хорошо, потому что Ратманский умеет выражаться емко и лаконично, не наполняя действие хореографиче¬ской «водой». А плохо, поскольку хотелось смотреть еще и еще, о чем много рассуждала публика в антракте. Эта зрительская жажда красноречивее всего говорит о качестве премьеры Мариинского театра.

газета «РБК daily»





Игорь Стравинский

ВЕСНА СВЯЩЕННАЯ





Музыкальный руководитель: Валерий Гергиев

Хореограф: Саша Вальц

Художники-постановщики: Пиа Майер Шривер и Саша Вальц
Художник: Бернд Cкодзиг

Художник по свету: Тило Ройтер

Ассистенты хореографа: Хуан Круз Диас де Гарайо Эснаола, Люк Данберри, Антонио Руз и Яэль Шнелль


Артисты: Екатерина Кондаурова, Дарья Павленко, Юрий Смекалов, Александр Сергеев, Валерия Журавлева, Александр Белобородов, Надежда Двуреченская, Анастасия Асабен, Юлия Кобзарь, Мария Лебедева, Алиса Содолева, Ирина Толчильщикова, Анна Толмачева, Маргарита Фролова, Мария Шевякова, Злата Ялинич, Олег Демченко, Евгений Дерябин, Борис Журилов, Денис Зайнетдинов, Евгений Коновалов, Алексей Кузьмин, Никита Лященко, Трофим Маланов, Алексей Недвига




Совместная постановка Мариинского театра и Sasha Waltz & Guests GmbH

В рамках Года Россия – Германия 2012–2013



Продолжительность 40 мин.



Саша Вальц поставила спектакль, изумительный по красоте своей формы и включающий в себя многое из созданного предшественниками. Он начинается с толпы, взрыхляющей насыпанный на сцене натуральный песок – как у Пины Бауш. Продолжается дикими прыжками, в унисон повторяемыми петербургскими танцовщиками и артистами труппы Sasha Waltz & Guests, – их стреноженная мощь отсылает к танцу Избранницы Нижинского. Постоянно возвращается к говорящей геометрии кругов, прямых и косых линий, чью символику некогда виртуозно обыграл Бежар. И вся эта «Весна» прослоена простыми, но выразительными движениями самой Вальц: прямоугольные фигуры в сарафанах то строго тянут руки вверх, словно взывая к солнцу, то сламываются в талии, ловя призрачное равновесие на одной ноге и в мире, где каждый в любую секунду может стать жертвой ярости толпы, частью которой сам же является.

газета «Ведомости»



Спектакль Саши Вальц сначала даже поражает своей аскетичностью. Черный короб сцены без кулис. В середине – куча шлака, через нее и по ней бегают и прыгают танцовщики, поднимая клубы пыли. Главный конфликт «Весны священной» Саши Вальц – группа людей против одного человека. Есть, конечно, и тема пробуждения природы – природы зла и насилия, агрессии и беззащитности. Саша Вальц не предлагает готового лекала сценария – здесь можно даже и не догадаться, что в жертву приносится не столько человек, сколько его индивидуальность. Больше никаких зацепок зрителям балетмейстер не дает, великодушно предоставляя возможность додумать каждому свою версию.

газета «Коммерсант»