Театральная компания ЗМ
Игорь Стравинский

Пульчинелла

Театр оперы и балета, Новосибирск
Номинации на Премию «Золотая Маска» 2014г.- «Лучший спектакль в балете», «Лучшая работа дирижера», «Лучшая мужская роль» (Максим Гришенков)

одноактный балет с пением по мотивам итальянской комедии масок «Четыре Пульчинеллы»

Музыкальный руководитель и дирижер: Айнарс Рубикис

Хореография: Кирилл Симонов

Художник: Эмиль Капелюш

Художник по свету: Александр Мустонен

Художник по костюмам: Стефания Ханальда Граурогкайте



Артисты: Максим Гришенков, Елена Лыткина,Вера Сабанцева, Светлана Свинко, Михаил Лифенцев, Константин Алексенцев, Илья Головченко, Михаил Недельский



Вокал соло: Дарья Шувалова, Сергей Кузьмин, Андрей Триллер

Продолжительность 45 мин.


Возрастная категория 12+


Это кажется, что Пульчинелла просто какой-то веселый человек. На самом деле это очень сложный образ с непростой философией. Это и не человек, и не кукла, и не маска, он может размножаться, почковаться, и при этом его невозможно убить. Мы не использовали оригинальное либретто Леонида Мясина, но мне хотелось максимально приблизить его к той самой первой постановке балета. Хотя после было много разных редакций, потому что история «Пульчинеллы» достаточно сложна, либретто запутанное. Моей задачей было лаконично рассказать эту историю, чтобы зрителю стало понятно, что происходит.

Кирилл Симонов




Главный герой этого балета Игоря Стравинского в постановке Кирилла Симонова – одна из известнейших масок итальянской традиционной комедии дель арте.
Пульчинелла – образ сатирический, но довольно сложный, он может быть простодушным и придурковатым, а может – остроумным, ловким и сметливым; он горбун, но пользуется успехом у женщин, женат и попадает во всевозможные истории на почве ревности. Музыка Стравинского – образец музыкального неоклассицизма. В данном случае композитор напомнил творчество итальянского композитора XVIII века Дж. Б. Перголези, создав на основе фрагментов и стилизаций его сочинений компактную, классицистически ясную, гармоничную и светлую партитуру для оркестра с солистами-вокалистами. Музыканты театра под руководством Айнарса Рубикиса прочли ее точно, но по-современному ярко и живо, что поддержало замысел хореографа.
Балет Симонова тоже можно назвать неоклассицистским: при том, что в его хореографическом рисунке заметны элементы танца-модерн, contemporary, джазового и бытового танца, все же в основе лексики – раскрепощенная классика. Симонов изобретателен и остроумен в сочинении танцевальных партий, он умудряется неразделимо объединить танцевальные движения с пантомимой и мимикой, что позволяет без напряжения понять довольно запутанный сюжет спектакля. Следуя за музыкой, балетмейстер придумывает зрелище динамичное, яркое, полное тонких деталей и стилистических ассоциаций, а отталкиваясь от традиций дель арте с ее площадным весельем, не отказывает себе в грубоватых шутках и некоторых деликатных непристойностях.

интернет-издание «Континент Сибирь»




Неумирающий герой итальянской комедии дель арте, плут и шармер, попал на балетную сцену благодаря Стравинскому. По заказу Дягилева и в содружестве с Пикассо и Мясиным на основе музыки Перголези он сочинил балет с пением, давший начало неоклассицизму. Странно, что, популярный на Западе, у нас он числился скорее по ведомству репертуарных редкостей. Хореограф Кирилл Симонов загорелся мыслью как-то изменить судьбу «Пульчинеллы». Но только после того, как нашел исполнителя на главную роль. Им оказался Максим Гришенков, обладатель сценического темперамента, идеально подходящей психофизики и виртуозной техники, включая акробатические трюки. Под стать ему и партнерши, и весь ансамбль артистов. Новосибирский «Пульчинелла» получился искрометным, лукавым и бесконечно обаятельным. У легкого, динамичного зрелища есть острый привкус грубоватых площадных шуток и очаровательных непристойностей, но от этого он не делается менее изысканным и стильным.

Лариса Барыкина