Театральная компания ЗМ
Николай Абрамов

Удаганки

Театр «Олонхо», Якутск
Номинации на Премию «Золотая Маска» 2015г. - «Лучший спектакль в драме, малая форма», «Лучшая работа режиссера»


Режиссер: Степанида Борисова

Сценография: Михаил Егоров

Художник по костюмам: Сардана Федотова

Компьютерный дизайнер: Иван Марков

Световое оформление: Андрей Кузнецов

Музыкальное оформление: Иннокентий Тытыгынаев



Артисты: Матрена Корнилова, Ньургуйаана Маркова, Галина Тихонова, Валентин Макаров, Дмитрий Алексеев, Павел Колесов, Гаврил Менкяров, Петр Баснаев, Лена Оленова, Наталья Слепцова-Корякина, Мария Тастыгина, Инга Леонова, Елена Маркова



Продолжительность 1ч. 25 мин.


Возрастная категория 16+

Это спектакль о женщинах-удаганках, шаманках и воительницах. Считается, что их способности гораздо сильнее, чем у шаманов-мужчин. Согласно поверьям, удаганки живут в трех мирах: на небе, в нижнем мире и на земле. Причем, на небе нет шаманов-мужчин, только небесные девы.

У удаганок неземное предназначение. Но могут ли они стать простыми смертными женщинами, чтобы испытать пламенное чувство любви и познать материнское счастье?

Степанида Борисова




Режиссер обратилась к олонхо Абрамова-Кынат и создала своеобразную саунд-драму, в которой происходит освобождение человеческого тела от культурных оков и условностей.

Главные герои – не сестры удаганки Уолумар и Айгыыр и не парни, соблазненные ими, а Тело. Тело всюду – оно откровенно и молодо, агрессивно и вызывающе, полно желаний и страсти. Никаких социальных проблем, никакого философского выбора – быть или не быть, добро и зло. Ничто не беспокоит удаганок, кроме телесных желаний и метаморфоз. Для этого есть обнаженная сцена, по которой носятся, танцуют и камлают удаганки и под эти страсти меняется пространство. Пространство загадочно и непредсказуемо, как подсознание сестер. В нем бродят человеческие тела с бамбуковыми шестами в руках. Из этих тел и шестов режиссер и художник выстраивают сценический мир, а олонхосутка Матрена Корнилова описывает его.

Тела с шестами могут стать Древом Аал Кудук мас, и уже в следующую минуту весь этот человеческий материал перетекает в колыхание камышей, а потом вытягивается в изгородь. Эти живые декорации экономны и изысканны, до поры до времени, пока удаганки тешатся в невинных играх, плясках и купаниях. Декорации живут и действуют синхронно с героинями под постоянное звуковое сопровождение. Если не пение и монологи, то плеск воды, шум ветра, волчий вой, ржание коней, стоны то ли людей, то ли зверей.

Действие, переведенное на язык современной пластики и мелодики, избавлялось от излишней этнографичности. А многофункциональность человеческих тел держала на себе всю конструкцию спектакля, в котором присутствовали канонические атрибуты олонхо – три мира, мировое древо, перемещение в этих мирах.

Чередование добра и зла зарифмовалось в пластическую поэзию, благодаря чему зло и добро словно соревновались друг с другом в привлекательности.

Стихийное и языческое начало, доведенное до гротеска и хохота, исключает всякие попытки притянуть спектакль к морализаторству или поучительной притче. Зрителю не до моралите, не до высоких переживаний, когда между ног рожающих удаганок проскакивают взрослые мужчины. Изловчившись проткнуть воздушные шары-животы, они вываливаются на свет в образе отцов своих соблазненных сыновей. Зал взрывается хохотом, а герои, кажется, задают залу вопрос – что такое любовь и секс?

интернет-издание «Земля Олонхо»




Имя актрисы и этно-рок-певицы Степаниды Борисовой давно стало одним из символов якутской культуры. Несколько номинаций на «Золотую Маску», награды международных фестивалей, множество почитателей таланта во всем мире. Завидная судьба, заслуженное право почивать на лаврах. Впрочем, воспользоваться этим правом актриса не спешит.

«Удаганки» – режиссерский дебют Борисовой. Это спектакль о женщинах, шаманках и воительницах. Их способности гораздо сильнее, чем у шаманов-мужчин. Согласно поверьям, удаганки пребывают во всех трех мирах: в Нижнем, на земле, и на Небе, куда заказан путь шаманам-мужчинам, где среди божеств обитают небесные девы. Но прекрасные удаганки хотят стать простыми смертными, чтобы испытать испепеляющее чувство любви и познать материнское счастье.
В спектакле Борисовой главные смыслы, как это часто бывает, скрываются за экзотикой сюжета. Здесь имманентная чувственность природного человека берет верх над стыдливостью homo urbanus, древний миф вступает в контакт с сознанием современного человека, а актеры, где иронично, где удивленно, выстраивают отношения с персонажами, проверяя на прочность древний эпический мир Олонхо, убеждаясь и убеждая зрителей в его незыблемости. Могучая корневая связь объединяет идущие из глубины веков сказания и жажду человечества вновь обрести и сохранить неповторимость каждой национальной культуры.

Нияз Игламов




Участник Международного театрально-образовательного фестивалья-форума «Науруз», Казань