

Норманск
Центр им. Вс. Мейерхольда, Москвапо мотивам повести братьев Стругацких «Гадкие лебеди»
Режиссер: Юрий Квятковский
Художник-куратор: Галя Солодовникова
Художник-постановщик: Анна Шаронова
Художник по свету: Антон Астахов
Художник по костюмам: Марианна Розенфельд
Хореографы-постановщики: Виталий Боровик, Евгения Миляева
Композитор: Сергей Касич
Продолжительность 2 ч. 20 мин.
Возрастная категория 16+
В «Норманске» задействовано четыре этажа и еще больше лестничных пролетов, на них расположилось полтора десятка мест действия, а всего в спектакле участвует более семидесяти актеров.
Любопытно, что все эти бродилки чаще всего становятся страшилками: сама ситуация отрыва от привычного театрального кресла таит в себе тревогу, а странствие, пусть и по готовому маршруту, всегда полно опасностей.
Спектакль Юрия Квятковского поставлен тоже по не самому веселому литературному материалу – по мотивам "Гадких лебедей" братьев Стругацких, антиутопии, которая, подобно многим другим визионерским произведениям, постепенно превращается в реальность. Эту повесть сегодня легко превратить в политическую сатиру, ведь речь идет про город, в котором беспрерывно идет дождь и где появился новый вид существ-мутантов, к которым тяготеют дети и которых общество пытается изгнать и извести. А в финале устраивают референдум о судьбе города с участием детей-вундеркиндов – и это единственная сцена, в которой всех зрителей наконец собирают вместе, в большом зале, оформление которого в данном случае напоминает о мрачных примерах торжественных публичных пространств в глубоко тоталитарном обществе.
Но до финала зрителям еще нужно посетить игровые площадки – действие разворачивается, кажется, во всех помещениях Центра имени Мейерхольда.
В каждом из помещений действие происходит циклично, в сюжетах легко затеряться. И хотя вступительная статья в программке советует выбрать какого-то одного персонажа и следовать за ним, не менее интересно остаться в положении растерянного чужака, испуганного и мечтающего о выходе на волю не меньше, чем о глубоком погружении в замысел произведения. К тому же, если вникать в истории и пытаться связать их воедино, то придется обращать внимание и на актерский способ исполнения отрывков, а он в большинстве случаев остается усредненно-взнервленным. «Норманск», щедрый на детали и удивляющий фантазиями талантливого молодого режиссера, впечатляет не социально-критическими прозрениями и не эпизодическими актерскими работами, а атмосферой небанального театрального приключения.
газета «Коммерсант»
Сильнейшая сторона спектакля – в том, как удается режиссеру заострить проблему ксенофобии, заставив зрителей почувствовать себя в роли перепуганных «местных». Генетические мутанты живут в резервации – на лестнице. Не миновав их, нельзя перейти на другой этаж – но в одиночку зайти в резервацию по-настоящему страшно.
Мокрецы похожи на смертельно больных или зомби – белила на лице, лохмотья, пьяная походка, но хуже всего – привычка заглядывать в глаза, приближаясь тихо, неожиданно и почти вплотную.
Публика не застрахована от того, чтобы к финалу не накопить ту же агрессию, что и горожане: требуется мужество, чтобы принять «другого» и не делать из него маргинала.
интернет-издание «Gazeta.ru»
Участник Первого московский международный форум культуры 2014 года, участник фестиваля «NET – Новый европейский театр»