Театральная компания ЗМ
Дмитрий Шостакович

Оранго. Условно убитый

Театр оперы и балета им. П.И. Чайковского, Пермь
Номинации на Премию «Золотая Маска» 2016г. - «Лучший спектакль в балете», «Лучшая работа дирижера», «Лучшая работа хореографа», «Лучшая женская роль» (Наталья де Фробервиль (Домрачева), «Лучшая мужская роль» (Сергей Мершин)

ОРАНГО

неоконченная опера-буфф



Либретто: Алексей Н. Толстой и Александр Старчаков

Инструментовка: Джерард МакБерни

Музыкальный руководитель проекта и дирижер: Теодор Курентзис

Режиссер и хореограф: Алексей Мирошниченко

Художник: Андрей Войтенко

Художник по костюмам: Татьяна Ногинова

Художник по свету: Алексей Хорошев

Хормейстер: Виталий Полонский

Ассистент дирижера: Артем Абашев

Продюсер: Олег Левенков



Артисты: Надежда Павлова, Татьяна Каминская, Алексей Герасимов, Алексей Задорожный, Эдуард Морозов, Данис Хузин, Сергей Власов, Павел Рейман, Александр Егоров, Олег Иванов, Владимир Тайсаев, Инна Билаш, Никита Четвериков, Денис Толмазов



Артисты балета, хор и оркестр musicAeterna Пермского академического театра оперы и балета им. П.И. Чайковского


УСЛОВНО УБИТЫЙ

одноактный балет в 6-ти картинах



Музыкальный руководитель проекта и дирижер: Теодор Курентзис

Либретто, музыкальная редакция и хореография: Алексей Мирошниченко

Инструментовка: Джерард МакБерни

Художник: Андрей Войтенко

Художник по костюмам: Татьяна Ногинова

Художник по свету: Алексей Хорошев

Ассистент дирижера: Артем Абашев

Продюсер: Олег Левенков



Артисты: Наталья де Фробервиль (Домрачева), Артем Мишаков, Сергей Мершин, Герман Стариков, Евгения Четверикова, Денис Толмазов, Лариса Москаленко, Илья Будрин



Декорации по мотивам театральных работ Александры Экстер



Оркестр musicAeterna

Учащиеся Пермского хореографического колледжа



Продолжительность 2 ч.




Возрастная категория 16+

Найденные архивные опусы Шостаковича, с их сатирой на современное общество, на навязываемые ему «ценности», на культивирование образа врага и девальвацию сложных смыслов, сводящихся к лозунгам и дилетантизму, оказались актуальными сейчас. А сюжеты «Оранго» и «Условно убитого», объединенные ироническим «ретро» советской эпохи, обрели даже более законченную драматургию: сначала – опера-пролог «Оранго» с ее абсурдным новым героем – человеком-обезьяной. Обросший лохматыми черными прядями этот комический персонаж, обряженный в шаровары и исполняющий «чижика-пыжика» на металлофоне, примечателен тем, что распугивает своим эксцентричным поведением иностранных гостей. Поразить же воображение должны хор в рабочих комбинезонах, прославляющие труд, бодрые физкультурники в синих трусах-«парашютах», выстраивающиеся в шеренги и пирамиды. И, разумеется, главный конвертируемый «сувенир» страны Советов – балерина, бесконечно наматывающая пируэты и фуэте.

Веселая ирония «Оранго» стала ключом и для балетной феерии «Условно убитого». Правда, здесь уже на сцену выбежали не «футуристические» или гиперболические герои, а граждане советской страны: марширующие юные пионерки, работницы в красных косынках, очаровательная Машенька Фунтикова, торгующая эскимо и срывающаяся в любовные дуэты с Курочкиным.

Весь этот веселый и обаятельный абсурд развернулся к тому же в стильной сценической среде, цитирующей советский авангард 20–30-х годов с его индустриальной эстетикой и культом машин. Вращающиеся шестеренки, винты, болты, движущиеся на экране механизмы, каркасы из лестниц, «сценическая вертикаль» Александры Экстер, костюмы массовки с принтами под живопись Павла Филонова – воссоздавали эпоху, ее энергию, дух, ее жизнь. Так же, как и оркестр musicAeterna под руководством Теодора Курентзиса, пульсирующий энергией, с микроскопической детальностью погружавший в музыку молодого Шостаковича. И – главное в его «вольно дышавший» еще тогда композиторский дух. Но вдруг у Курентзиса «галопчик» или «чижик», фокстрот или джаз в мгновение обрушивался страшной звуковой бездной, ритмическим сломом, мрачным накатом литавр и – снова «выныривал» к бодрым мотивам. Собственно, в этом и состоял безудержный и оптимистичный драйв того далекого времени, искренне верившего в лозунг «весь мир будет наш».

«Российская газета»






Остроумное музыкальное наваждение, навеянное ранним Шостаковичем. «Оранго» – неоконченная опера-буфф о неудачном плоде скрещивания человека с обезьяной, «Условно убитый» – одноактный балет, посвященный учениям противохимической обороны: эту, мягко говоря, не балетную тему в Перми ухитрились положить на танец. Музыкальная дилогия о Стране советов в череде картинно шествует по мотивам русского авангарда: декорации и костюмы навеяны живописью Экстер и Филонова. Персонажи похожи на героев сатирического ревю. Пафос и гротеск уживаются так же ловко, как в хореографии Алексея Мирошниченко – неоклассика и чарльстон. А знаменитый пермский хор не только поет, но и танцует, причем успешно. Этим театральный колорит не исчерпывается: один из героев носит фамилию Бейбуржуев, уличные мальчишки бегают за мюзик-холльными красотками, а цитаты из классических балетов без тени сомнения связаны с физкультпарадом и «танцами машин».

Майя Крылова