Театральная компания ЗМ

Маскарад. Воспоминания будущего

Александринский театр, Санкт-Петербург
Премии «Золотая Маска» 2016г. - «Лучшая работа художника», «Лучшая роль второго плана» (Николай Мартон)
Номинации на Премию - «Лучший спектакль в драме, большая форма», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа художника по свету», «Лучшая мужская роль» (Петр Семак)

по драме Михаила Лермонтова «Маскарад» и спектаклю Всеволода Мейерхольда 1917 года



Режиссер: Валерий Фокин

Художник: Семен Пастух

Композитор: Александр Бакши

Художник по воссозданию исторических костюмов: Ника Велегжанинова

Художник по свету: Дамир Исмагилов

Ассистент режиссера, музыкальный руководитель, режиссер музыкально-интонационной партитуры спектакля: Иван Благодер

Пластика: Игорь Качаев



В спектакле использованы тексты Владимира Антипова

Историко-документальная реконструкция фрагментов сценического текста 1917 года осуществлена при участии Александра Чепурова

Костюмы и бутафория воссозданы по эскизам Александра Головина



Артисты: Петр Семак, Дмитрий Лысенков, Елена Вожакина, Николай Мартон, Виктор Шуралев, Галина Карелина, Полина Теплякова, Василиса Алексеева, Вадим Никитин, Виктор Семеновский, Ирина Лепешенкова, Сергей Еликов, Ольга Гильванова, Маргарита Аброськина, Елена Зимина, Оксана Обухович, Олеся Соколова, Никита Барсуков, Филипп Баяндин, Артем Бедринский, Дмитрий Белов, Иван Ефремов, Андрей Марусин, Андрей Матюков, Александр Мицкевич, Сергей Сидоренко, Валерий Степанов, Алексей Фролов



Продолжительность 2 ч.


Возрастная категория 16+

Романтическая лермонтовская драма у Мейерхольда имела самое прямое отношение к схватке с роком (закономерно проигранной), а изысканная, сказочная пышность декораций и костюмов, созданных художником Александром Головиным, и завораживающее зрителя грандиозное действо масок задолго до премьеры за кулисами именовались не иначе как «закат империи». В самом деле, если на любом маскараде среди Арлекинов и Коломбин может затесаться Маска Красной смерти, то рано или поздно там объявится и Маска Красного террора.

В спектакле Фокина с масок «сорваны маски» – они больше не обольщают и никого не обманывают, а лишь развратничают и угрожают, не танцуют, а крадутся. Но миг, когда под стилизованными завесами Семена Пастуха головинские костюмы оживают на сцене, – это до такой степени выстраданная победа для Александринского театра, что все недобрые пророчества и грохочущее откуда-то сверху обещание «Несчастье с вами будет в эту ночь» становятся лишь продолжением игры.

Газета «Санкт-Петербургские ведомости»




Завораживает – наверное, самое точное определение воздействия этого спектакля. Завораживает сценическое пространство, выстроенное Семеном Пастухом. Художнику удалось объединить цитаты из сценографии Головина со светящимся полом, ощущением леса театральных механизмов, роскошь старого императорского театра и возможности новой Александринки. Композитор Александр Бакши сумел в акустическом пространстве «Воспоминаний будущего» объединить музыку Глазунова и Глинки из мейерхольдовской постановки и шепоты, шорохи, завывания не то загробных голосов, не то радиопомех при сеансе вызова духов.

Завораживает сам замысел спектакля-колодца, спектакля – спиритического сеанса, в котором оживают и легендарная постановка Мейерхольда, и память первого «Маскарада» на сцене Александринки, когда Каратыгин и Читау разыгрывали дуэтные сцены Арбенина и Нины.

газета «Новые Известия»





Режиссер Валерий Фокин, известный исследователь творчества Всеволода Мейерхольда, в этой постановке обратился к легендарному спектаклю «Маскарад», поставленному на исторической сцене Александринского театра в феврале 1917 года. Новую сценическую жизнь получила уникальная коллекция театральных костюмов и бутафории мейерхольдовского «Маскарада», воссозданная по эскизам художника Александра Головина. Здесь оживают визуальные образы прошлой эпохи, реконструируются вошедшие в историю отечественного театра мизансценические фрагменты постановочной партитуры спектакля, его музыкально-ритмические, интонационные мотивы.

Но «Воспоминания будущего» – это не реконструкция, а попытка соединить эпохи, исследовать актерское существование и зрительское восприятие разных времен. Спектакль Фокина, внешне роскошный, меж тем обращен в день сегодняшний, с его нестабильностью, человеческой растерянностью, тревогой. Актер Петр Семак в роли Арбенина, подхватывая вначале интонации корифея Александринки Юрия Юрьева, вдруг заговорит на сбивчивом языке современности, соединив своего романтического героя с нынешним «человеком улицы». Но приблизившись к нам, не утратит своей загадки.

Ирина Алпатова



Участник VIII Международного театрального фестиваля «Александринский»