Театральная компания ЗМ
Петр Чайковский

Жанна Д’Арк

Театр оперы и балета им. М.И. Глинки, Челябинск
Номинации на Премию «Золотая Маска» 2016г. - «Лучший спектакль в опере», «Лучшая работа дирижера», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая женская роль» (Анастасия Лепешинская)
опера в 2-х действиях



Музыкальный руководитель и дирижер: Евгений Волынский

Режиссер: Екатерина Василева

Сценография и костюмы: Софья Кобозева

Видеопроекция: Александра Комарова

Хореограф: Юрий Смекалов

Главный хормейстер: Наталья Макарова



Артисты: Анастасия Лепешинская, Павел Чикановский, Екатерина Бычкова, Владимир Боровиков, Александр Сильвестров, Павел Локшин, Михаил Меньшиков, Николай Лоскуткин, Федор Березин, Юрий Волков, Альбина Гордеева, Екатерина Бурцева



Продолжительность 2 ч.
Возрастная категория 6+

В основе спектакля лежит средневековая легенда о Жанне Д’Арк, знакомая каждому с детства. Моей главной задачей было не показать героев оперы персонажами некой абстрактной сказки из прошлого, а помочь зрителям разглядеть в них обычных людей и сопереживать им, одновременно не упустив особую атмосферу Средневековья, которая в сегодняшнем времени уже невозможна.

Моя «Жанна Д’Арк» – это история о выборе истинного пути, который рано или поздно встает в жизни каждого человека.

Екатерина Василева




Интерпретация Екатерины Василевой связана с приближением личной истории Жанны Д’Арк (поэтому-то на афишах и значится реальное имя этой исторической героини, а не литературное «Орлеанская дева»), оттого исторические баталии уходят на второй план. Для этого сделаны некоторые купюры, в частности в сценах с королем и его приближенными.

Перед нами условное Средневековье, скорее напоминающее сказки братьев Гримм. А все потому, что в нем нет статичных объемных декораций, а вместо них – подвижный карликовый реквизит. Сами артисты и практически постоянно присутствующий на сцене хор любовно строят из маленьких белых домиков и церквушек свою небольшую родину. Стража возводит крепостные укрепления для замка Короля, которые не выше его колена. А на поле боя воины выкатывают передвижные деревянные панели, утыканные копьями и мечами, как будто это смертельный лес.

Символика палитры довольно прямолинейна, зато действует на сто процентов и никогда не выходит из моды: красно-черные разливы пятен на заднике как символы крови, войны, смертей, свисающее серо-лиловое небо над головами погибающих французов, темное изображение людских масс и тянущихся рук. И как противоположность – светлые облака, проплывающие над Жанной, и белесо-небесный свет, исходящий на нее и от нее, когда рассказывается о ее особом даре.

Образ Жанны в буквальном смысле раздваивается: в интродукции героиня-великан ходит между маленькими домишками и рядом с мельницей находит мягкую куколку, напоминающую ее саму – с такими же рыжими, огненными волосами. В них – и знак особенности, и пророчество смертельного огня, и символ крови. Кукла символизирует телесность Жанны, ее человеческую ипостась. Именно ее – правда, огромных размеров, этакую шаманскую вуду, под ритуальные пляски в конце оперы будут сжигать соотечественники. Таков еще один подмеченный постановщиками закон человеческого бытия: избранных сначала превращают в богов Олимпа, а потом с радостью уничтожают, приносят в жертву, пытаясь ухватить кусочек «божества» для себя.

Но «настоящая» Жанна продолжает жить, как символ вечной жизни и спасенной души, как воплощение сущности человека: обладая божественным даром, она оказалась слабым простым человеком, выбравшим краткий миг запретной любви.

газета «Музыкальное обозрение»





Нечасто в оперную афишу «Золотой Маски» попадают спектакли молодых постановщиков – тем интереснее они профессионалам и, хочется верить, публике. «Жанна Д’Арк» – под таким названием поставили в Челябинске оперу Чайковского «Орлеанская дева». Эту монументальную партитуру, возможно, перенасыщенную патетикой, режиссер Екатерина Василева и художник Софья Кобозева трактуют не как батальное полотно. Им интересен человек – маленький, как юная Иоанна, или большой, как король Карл VII. Статус и положение не так важны, как мотивация в момент принятия решения, и чувства, когда один неверный шаг может стоить стране – победы, а тебе лично – жизни. Исполнительница заглавной партии Анастасия Лепешинская стала открытием сезона: в условиях минимальных декораций (но с применением современных решений, включая видеопроекцию live) Иоанна – ключевая фигура спектакля, которая движет действие вперед, держит внимание зрителя. Молодежную команду поддерживает опытный дирижер Евгений Волынский, решившийся на постановку «Орлеанской девы» и доказывающий, что эта партитура Чайковского, возможно, незаслуженно находится в тени безусловных шедевров композитора.

Марина Гайкович



Участник фестиваля профессиональных театров Челябинской области «Сцена 2015». Диплом фестиваля за исполнение партии Иоанны – Анастасия Лепешинская. Диплом за лучшую оперную режиссуру – Екатерина Василёва.