Театральная компания ЗМ

Тщетная предосторожность

Театр оперы и балета, Екатеринбург
Номинации на Премию «Золотая Маска» 2016г. - «Лучший спектакль в балете»,«Лучшая работа хореографа», «Лучшая работа художника в музыкальном театре», «Лучшая работа художника по костюмам», «Лучшая женская роль» (Елена Воробьева), «Лучшая мужская роль» (Виктор Механошин)

комический балет в 3-х действиях с Прологом



ПРОЛОГ «ШКОЛА ТАНЦА» ИЗ БАЛЕТА «КОНСЕРВАТОРИЯ»


Музыка: Хольгер Симон Паулли

Хореография: Август Бурнонвиль

Балетмейстер-постановщик: Дина Берн Ларсен


Артисты: Фидан Даминев, Елена Шарипова, Лариса Люшина



ТЩЕТНАЯ ПРЕДОСТОРОЖНОСТЬ



Музыка: Петер Людвиг Гертель

Хореография: Мариус Петипа, Лев Иванов

Хореограф-постановщик: Сергей Вихарев

Дирижер: Андрей Аниханов

Художник: Альона Пикалова

Художник по костюмам: Елена Зайцева

Художник по свету: Александр Наумов

Автор идеи, координатор проекта: Павел Гершензон



В сценографии спектакля использованы мотивы живописи Винсента Ван Гога

Живописные декорации: Анатолий Меньщиков, Никита Бобров, Виктор Чмырь

Жесткие декорации и мебель: Данил Кожанов, Александр Патрушев, Владимир Склюев



Па-де-де во 2-м действии идет в хореографии Августа Бурнонвиля («Ярмарка в Брюгге», 1849)
Балетмейстер-постановщик: Николай Хюббе



Артисты: Елена Воробьева, Александр Меркушев, Виктор Механошин, Антон Гузеев, Игорь Булыцын, Игорь Собровин, Анастасия Багаева, Сергей Кращенко, Мики Нисигути



Продолжительность 2 ч. 30 мин.



Возрастная категория 12+

Мое авторство в «Тщетной предосторожности» заключается в режиссерской разработке спектакля, в новом взгляде на ситуации, мизансцены. Однако моя задача как хореографа была так вписаться в спектакль, чтобы публика не догадалась, где рука Сергея Вихарева, а где – кого-то из предыдущих авторов. Зрителям, которые придут на спектакль, просто должно быть понятно, что наш новый спектакль имеет отношение к императорскому балетному искусству. Это, как в живописи и архитектуре, когда важно, чтобы какие-то детали во время реставрации достоверно вписались в работу. И мой интерес в этой постановке состоит как раз в том, чтобы вплестись в ткань органично, абсолютно незаметно.

Сергей Вихарев





Одним из самых успешных реаниматоров «Тщетной предосторожности» в XIX в. оказался Мариус Петипа. Но до нас «Тщетная предосторожность» дошла в постановке его ученика Александра Горского. Знаток старинного балета Сергей Вихарев не стал дотошно восстанавливать этот хореографический текст, а использовал записи как повод для собственного вдохновения, в чем его поддержал автор идеи постановки Павел Гершензон. Их «Тщетная предосторожность» – балет по-сегодняшнему динамичный, но незаметно обволакивающий публику ароматом старины.

газета «Ведомости»




Сергей Вихарев умудрился протянуть между веками «ниточку» без единого узелка, органично демонстрируя танцевальную технику и стилистику в развитии. Он сумел добиться от труппы не просто выплескивающегося в зал воодушевления, но взаимопроникновения танца и актерской игры. В понимании сверхзадачи, в нюансах, в пластических, мимических и настроенческих репликах. Танец здесь не просто «ложится на музыку». Полное впечатление, что они, музыка и движение, формируются одновременно, в унисон, как нечто единое и неразделимое. Еще одна захватывающая особенность спектакля – ритмичность. Не лобовая – на раз-два-три под аплодисменты любителей фуэте, а изощренная, рожденная чувственностью и ее же рождающая.

«Независимая газета»




Балет «Тщетная предосторожность» – пасторальная комедия о влюбленной парочке, преодолевающей мелкие козни окружающих и, разумеется, веселящейся на собственной свадьбе в финале. Балету с таким названием больше двухсот лет, и он все это время менялся, вплоть до партитуры. Неизменным оставался лишь костяк сюжета. Уральский спектакль на музыку Гертеля – очередной поворот в долгой истории «Тщетной».

Балет получился и дерзким, и традиционным. Он пленяет ароматом старины – и одновременно играет со стариной в современные игры. Хореограф Сергей Вихарев воспроизвел приметы петербургского спектакля конца девятнадцатого века, для чего тщательно изучил «прижизненные» записи «императорских» танцев, сохранившиеся в архивах. С другой стороны, балет наряжен в декорации и костюмы по мотивам живописи Ван Гога, что со стороны постановочной команды – явный вызов традициям. Интересно увидеть классические па на фоне лиловых ирисов и желтых подсолнухов. Кроме того, у «Тщетной предосторожности» появился танцевальный пролог – первая часть старинной «Консерватории» Бурнонвиля, в которой раскрыты тайны классического балетного класса. Артисты, позанимавшись и размяв ноги, входят в действие «Тщетной» прямо от балетного станка.

Майя Крылова