Театральная компания ЗМ
Давид Монсо

Pastime Paradise/Потерянный рай

Танцевальная компания «Диалог Данс», Кострома
Номинация на Премию «Золотая Маска» 2016г. - «Лучший спектакль в современном танце»

Музыка: Давид Монсо

Хореография: Карин Понтьес

Художественное оформление и свет: Гийом Туссен Фромантэн

Артисты: Мария Качалкова, Иван Естегнеев, Евгений Кулагин, Татьяна Караванова



Продукция Компании Диалог Данс и Dame de Pic/Cie Karine Ponties

Спектакль создан при поддержке Министерства культуры РФ, Фонда Михаила Прохорова, Французского института в Москве, Посольства Франции, Wallonie Bruxelles International



Продолжительность 50 мин.



Возрастная категория 12+

Возможно ли стать счастливым хотя бы на один час, возможно ли отказаться от внутренних границ, снова стать ребенком? Возможно ли отключиться от всех обстоятельств, проблем, дел и просто один час наслаждаться и получать удовольствие от того, что ты делаешь, научиться открывать друг друга? Что такое этот потерянный рай по сути своей и где эта грань, за которой мы его уже обретаем.

Можем ли мы не искать его, но уже почувствовать себя счастливыми? Просто насладиться моментом и сколько он длится этот момент – 10, 20 минут, час? Возможно ли быть вместе, отодвинув агрессию, внешние обстоятельства, и ощутить этот потерянный рай?

Евгений Кулагин





На самом деле между английской и русской версиями названия спектакля есть небольшой смысловой зазор. Pastime Paradise – это не обязательно рай потерянный, но лишь бывший, прошлый. Именно этот зазор позволяет «Диалогам» вырулить с пессимистической упаднической ноты на что-то более приятное, милое и ностальгическое, грустное и одновременно лиричное. На историю про детство, про песочницу, про девочек и мальчиков.

Создатели спектакля, как кажется, посвятили этим воспоминаниям достаточно продолжительный исследовательский период: хореография очень органично ложится на тела исполнителей, где один красивый и непоседливый, с аляповатой пластикой, построенной на релизе, один толстый и неуклюжий, немного клоун, и девушки – одна сильнее и потому эротичнее, а другая мягче и уютнее. Гендерные различия довольно условны, хореографически «снижены» – прием, характерный для «Диалогов», что придает их спектаклям налет неопределенной эротичности.

журнал «Театр», блог




Карин Понтьес «вытанцовывает» историю не о внешнем, а о внутреннем. О ребенке, который когда-то был и однажды погиб внутри каждого из нас. Которому не страшно на глазах у целого зала заламывать руки за голову и чуть не до подбородка вскидывать колени. Которому не зазорно при всех изобразить стул и позволить на себя сесть. Которому не стыдно на виду у других крепко обнять, если вдруг очень захотелось, кого-то крайне дорогого и нужного. Которому даровано самое главное богатство на земле – независимость. «Потерянный рай» в исполнении «Диалог Данс» – это возвращение в детство, которое и есть свобода.
Свободные от всего, эти четверо детей в пространстве «Потерянного рая» связаны только одним – совсем недетской симпатией друг к другу. В мире, освободившемся от любых предрассудков, освободить своих героев от любви Карин Понтьес все-таки не решается.

Впрочем, в раю она, конечно, особенная, а потому череда нежных объятий, почти вжиманий друг в друга, теплых прикосновений и тычков, мягких пожатий и трепетных поглаживаний в очередной премьере «Диалог Данс» завершается одним большим общим объятием. Спиной к спине, рукой к руке, головой к голове четверо сидят в самом сердце танцевального пространства – и любовный квадрат внезапно превращается в круг любви.

газета «Северная Правда – Губернское деловое обозрение»




Погрузившись в мир детства, хореограф и исполнители нарисовали ностальгически-умилительную картинку, вглядевшись в которую, понимаешь, что на детской площадке – все в общем-то так же, как и во взрослой жизни. То же стремление к лидерству, то же желание быть любимым окружающими и те же средства для достижения своей цели – оттолкнуть, выхватить, завоевать. Только в ребяческой среде все эти действия пока еще интуитивно-наивны. Собственно говоря, простодушие и является утраченным эдемом. Исполнители, прекрасно владеющие своими телами, не играют детей, а передают первозданную бесхитростность через неуклюжую пластику, доверчивость взаимоотношений и трогательную непосредственность реакций, оставаясь при этом взрослыми людьми. Этот двойной фокус зрения придает спектаклю воздух и объем, давая зрителю возможность заглянуть в собственное детство и увидеть оттуда себя теперешнего. К финалу сцену заливает тот самый, любимый современным театром, нежный вечерний свет, а
качели, из-за которых было столько потасовок и переживаний, остаются пустыми.

газета «Экран и сцена»





«Pastime paradise» – это не то чтобы «Потерянный рай», но рай безусловно прошедший, закончившийся. Спектакль Карин Понтьес – о детстве, которого больше нет. Эффект просмотра старых фотоальбомов: вон те четверо дошколят, что возятся вокруг качелей – это правда мы, что ли? Никто ничего не терял, из рая никто не выгонял, мы просто выросли и рай сам по себе ушел в прошлое. Четыре года назад Карин Понтьес поставила для костромичей жестко-скульптурный «Мирлифлор», с которым компания победила на «Золотой Маске»; с тех пор в мире стало холоднее, и чуткий хореограф смягчила интонацию: теперь на сцене почти элегия (хоть и вполне ироничная), а в финале вообще – дружное объятие, «возьмемся за руки, друзья». Друзьям (персонажам, а не работающим артистам, разумеется) года по четыре, они трогательны, решительны, в какую-то минуту эгоистичны, в какую-то – страшно милы. И всерьез верят, что если вот так сцепиться руками и противостоять всему миру – можно выжить и даже быть счастливым.

Анна Гордеева



Участник X Международного фестиваля-школы современного искусства «Teрритория» в Москве и VII Международного фестиваля современного танца «На грани» в Екатеринбурге