Театральная компания ЗМ
Нана Гринштейн

Вне театра /А что если я не буду

Театр.doc, Москва
Участник программы «Russian Case» Фестиваля 2016 года
Режиссер: Анастасия Патлай


Возрастная категория 18+

Перед нами семь бывших артистов, которых жизнь увела со сцены. Чтобы в Театре.doc они ее заново обрели. И вот самая эта идея, конечно, явилась кому-то в счастливом сне: именно такие гуманитарные проекты, где реабилитируется мастерство и восстанавливается самооценка, делают из Театра.doc не маргинальную площадку, а культурный центр.

Действительно, страшная ситуация: лишиться права на профессию, потерять возможность заниматься театром.

Семь человек рассказывают горестные истории о том, как они оказались андрогинами без своих половинок, ангелами с обрезанными крыльями, обреченными вечно искать себе применение. Бывшая актриса МХТ завершает спектакль важными словами: «На сцене я чувствую себя так, словно мне жить разрешили. Сцена — это единственное место, где мне хорошо».

Наргиз Абдуллаева очень трогательно рассказывает про опыт работы в знаменитом ташкентском театре «Ильхом». У Анастасии Денисовой и Марии Суровой — нестандартные семейные драмы, женская судьба, которую актриса воспринимает еще более обостренно. Александр Топурия делится опытом работы курьером.

Причем видно, что этот метод преодоления себя, преодоления стыда оказывается очень действенным для технологии документального театра и для профессиональной реабилитации артистов.

Павел Руднев





«Вне театра / А что если я не буду» — документальный спектакль в постановке Анастасии Патлай, посвященный актерам, вынужденным на время или насовсем уйти из профессии. Самосознание, переживания, судьба актеров, которые делятся пережитым опытом со зрителем, становятся тканью спектакля. Актеры, играющие самих себя, поочередно рассказывают эпизоды своих историй. Иногда кто-то из актеров помогает проиллюстрировать историю, произнося реплики персонажей, о которых идёт речь. Возникает атмосфера общения людей, понимающих друг друга с полуслова, которые имеют много общего и пережили схожие жизненные ситуации.

Сам Театр.doc на своей интернет-странице описывает спектакль как психологический и терапевтический. Сыгран он на высоком профессиональном уровне. При наличии реальной документальной основы это спектакль, в котором актеры все же играют актеров. При этом проблема соотношения жизни и игры, возможность жизни вне игры для актера выступает одним из главных лейтмотивов.


Интернет-издание «Рабкор»