Театральная компания ЗМ

IMPRESSING THE CZAR

Королевский балет Фландрии

балет в 4-х частях



Музыка: Том Виллемс, Лесли Стак, Ева Гроссман-Хект, Людвиг ванн Бетховен

Хореография: Уильям Форсайт





1 частьPotemkin’s Signature

Продолжительность 36 мин.

2 частьIn the Middle, Somewhat Elevated

Продолжительность 28 мин.

3 частьLa Maison de Mezzo-Prezzo

Продолжительность 9 мин.

4 частьMr. Pnut Goes to the Big Top
Продолжительность 16 мин.



Премьера «Impressing The Czar» в исполнении труппы Франкфуртского балета состоялась в 1988 году на Pepsico Summerfare Festival, Нью-Йорк.

В 2005 году балет был перенесен на сцену Королевского балета Фландрии по инициативе нового директора театра, ученицы Форсайта.
фотографии © Johan Persson
На традиционного балетомана его опусы оказывают удивительное воздействие. Как если на старого спеца по диамату вылить ушат Жака Деррида и Ролана Барта со всеми отличиями означаемого от означающего. Эта компания оказывается и наиболее близкой Форсайту по способам изучения мира – другой разговор, как он применяет интеллектуальный подход к предельно конкретному и даже плоскому искусству сценического танца.

Форсайт с объяснимым почтением относится к Баланчину, из поздних ребусов которого растут его собственные ранние комбинации, любимая игра мэтра с совершенствованием форм не оставила его равнодушным и вылилась в убийственные по сложности и красоте сцепления балета «In the Middle, Somewhat Elevated». «Hard Balanchine» – так определила этот спектакль Форсайта гениальная танцовщица Сильви Гиллем. Но это – база, освоенное поле для роста. А вектор развития – интеллектуализация искусства движения. Конкретно это выражается в бездне больших и маленьких изменений классического балета. На уровне языка: каждая буква из обычных танцевальных слов и выражений проверяется на вкус и вес. На уровне социума: новые отношения между человеческими особями занимают его со всей их агрессивностью и жесткостью. Клубок подходов выглядит несколько умозрительно, но Форсайт – редкий автор, у которого теоретическая часть выливается в завораживающее сценическое действие, стоит ему только кликнуть на опцию «применить». Первая автоматическая реакция «на что похоже» – «Матрица». Как выражение духа эпохи и формулы новых людей, созданных высшим разумом из USB-портов и жестких дисков. Люди Форсайта существуют как носители программ, не лишенные человеческих вирусов: признаков любви (пуанты), признаков привязанности (партерные поддержки), признаков эгоизма (соло каждого в как бы общем ансамбле). Особого напряжения он добивается дополнительным разъемом театрального пространства и времени: может прерваться музыка; оборваться, а не замереть движение; в конце концов, занавес может опуститься в самый неподходящий момент, а затем снова взмыть, заставив слишком отзывчивый зал растерянно хлопать.

журнал «Итоги»




Микросюжеты накладываются друг на друга, отчего сцена становится похожа не то на огромную свалку культуры, не то на гротескный сон о ней, – вполне в духе постструктуралистских воззрений. Собственно говоря, спектакль Форсайта при желании можно считать грандиозной балетной вечеринкой. А при другом желании – философским высказыванием на тему развития искусства. Которое невозможно без тотальной, но выгодной эксплуатации и последующей распродажи старых символов и смыслов – единственного способа обретения новых.

газета «Коммерсант»

Сначала подчиняет ритм: он задан с форсайтовской бескомпромиссностью, и кажется, что после каждой своей комбинации танцовщики в кулисах должны умирать. Но мгновение спустя еще большая энергия снова выталкивает их обратно — они даже не вылетают, а буквально выпрыгивают на сцену.

Из смеси, сваренной то на ослепительно ярком огне русского императорского балета, то в кромешной темноте средневековой испанской живописи, Форсайт выстраивает свою эпопею развития классического искусства и классического балета.

Форсайт всегда верен себе. В «Impressing the Czar» как и в других его балетах, та энергия, с какой вскидывается нога, и та сила инерции, которую надо преодолеть для выписывания трех поворотов на кончике пальца, – это именно те импульсы, которые предельно правдиво и точно передают движение вселенной. Сам же хореограф, не любящий переводить идеи в слова и практически не ставящий литературных и полнометражных балетов, представил спектакль ослепительно театральный. За столкновением кринолинов и электронной музыки в этой невероятно красивой постановке скрыт не сюжет, а эмоциональное послание, которое Уильям Форсайт отправил миру.

газета «Ведомости»