ЗОЛОТАЯ МАСКА - ФЕСТИВАЛЬ И ПРЕМИЯ

Путешествие квадратика

Тотальный театр В. Колейчука, Москва
Номинация на Премию «Золотая Маска» 2009г. - «Лучший спектакль-эксперимент»

Художественный руководитель проекта, арт-объекты: Вячеслав Колейчук

Сценарий, режиссура, идея компьютерной графики, костюмы: Анна Колейчук

Сценография: Вадим Таллеров

Электроакустическая музыка: Владимир Николаев

Компьютерная анимация: Дмитрий Колейчук

Хореография: Константин Мишин

Художник по свету: Сергей Шевченко, Марк Ставцев

Артисты: Ира Гонто, Константин Мишин

Продолжительность 50 мин.
Чем отличается детское восприятие от взрослого? Ответ напрашивается сам собой: ребенок всегда готов к игре, к безусловному принятию условий игры, к осознанию реальности игровой как реальности абсолютной. Вернуть взрослого человека к безусловности детского восприятия – одна из задач любого авангардного искусства. Поэтому художественный и литературный авангард 1920-х годов мешал взрослое и детское. Наш спектакль «Путешествие квадратика» – для тех кто еще не забыл, как из маленьких кубиков можно создать целый мир и поверить в него. У нас всего два элемента – черный квадратик и его антитеза белый. С ними мы отправляемся в путешествие по оси времени, когда ничего кроме черного и белого не было, когда и форм не существовало, и тел. А потом все возникло! Как? Как из детского конструктора возникают и дом, и сад, и море.


«Тотальный театр»



Если говорить о сюжете, то ближе всего это действо к балету. Только балет может взять в качестве сюжетной основы отвлеченную идею и следить за ее развитием от сцены к сцене. Маленький черный квадратик (и его отражение – маленький белый) осмысливается как первоатом пространства, превращения которого рождают все многоцветье красок и разнообразие форм. Но это – слова. Перед зрителем же развертывается непрерывная цепь изменений, завораживающая масштабом происходящего. Нам показывают не то эволюцию разумной жизни, не то и вовсе эволюцию вселенной. Квадраты и линии сменяются пятнами цветного света, взрывы и всполохи разрешаются неожиданной гармонической упорядоченностью спиралей. Светомузыкальные идеи Скрябина здесь вспоминаются весьма уместно, недаром они так волновали советских писателей-фантастов, когда они придумывали искусство будущего.
Это очень технологичный театр: видеопроекции, компьютерная графика, придуманные специально для этого спектакля музыкальные инструменты, экраны, создающие невероятную иллюзию бесконечности. В «Путешествии квадратика» много уровней смысла, порою зашифрованных, неподготовленному зрителю не всегда понятных, но это не мешает театральному действу завораживать каждого пришедшего в зал, возвращая к детскому восторгу перед весенним солнцем, летней радугой или праздничным фейерверком. Здесь есть дыхание Тайны, иногда кажущейся очень древней, пришедшей из глубины веков и пространств, иногда, напротив, современной, но от этого не менее манящей. И квадратик в конечном итоге – это не только атом пространства, но и сам человек, идущий через Вселенную, являющийся ее частью, познающий ее, а через нее и самого себя.


журнал «Планета красота»