ЗОЛОТАЯ МАСКА - ФЕСТИВАЛЬ И ПРЕМИЯ
Бояр Жигжитов

Максар. Степь в крови

Бурятский театр драмы им. Х. Намсараева, Улан-Удэ
Номинации на Премию «Золотая Маска» 2009г. - «Лучший спектакль в драме, большая форма», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая мужская роль» (Баста Цыденов), «Лучшая женская роль» (Саяна Цыдыпова), «Лучшая работа художника»
степная трагедия в двух действиях

по мотивам пьесы Уильяма Шекспира «Макбет»


Режиссер-постановщик: Олег Юмов

Художник-постановщик: Мария Вольская

Художник по свету: Евгений Виноградов

Режиссер по пластике: Евгения Герасимова

Музыкальное оформление: Сергей Страхов


Артисты: Цыдэн Цырендоржиев, Баярто Ендонов, Дарима Гылыкова, Баста Цыденов, Саяна Цыдыпова, Болот Динганорбоев, Баир Дондоков, Цэнгэ Ломбоев, Жажан Динганорбоева, Солбон Субботин, Лхасаран Тангатов, Чингис Гуруев, Бэлигто Дамбаев, Амгалан Санжижапов, Бальжид Очирова, Надежда Мунконова, Дарима Цыденова, Олег Бабуев, Саян Аюшев

Продолжительность 2 ч. 15 мин.

Шекспировские персонажи, в том числе и Макбет, эпичны по масштабам своих поступков, пронзительны и остры по восприятию мира, глубоки, но в то же время просты по философии взаимоотношений. Это «исполины характеров». И именно эта эпичность самих произведений, уникальный поэтический стиль драматургии Шекспира, особая природа, дух и мелодичность его пьес во многом близка и понятна бурятскому театру и зрителю.


Олег Юмов




После грандиозной победы на поле брани в неравной битве военачальник Максар, возвращаясь к Хану, в пустынной степи встречает Духов великой степи – вестниц судьбы, которые предсказывают Максару великое будущее. Действительно, часть предсказаний сбывается. Максар в сговоре со своей женой убивает Хана. Но этого ему мало. Максар решается пойти дальше предсказаний, и степь затапливает кровь.
Молодой режиссер родом из Бурятии, ученик Сергея Женовача, перенес сюжет шекспировского «Макбета» в бурят-монгольскую степь. В его спектакле есть и пышные национальные костюмы, и бои на мечах, и горловое пение в сопровождении аутентичных народных инструментов. Но восточный антураж оправлен в раму аскетичной современной сценографии, а к актерам применена сдержанная европейская режиссура. Спектакль сделан человеком восточного сознания, который держит в руках европейское орудие труда. Из шекспировсой трагедии с помощью этого орудия он добывает архетипический сюжет, который можно описать словами другого азиатского режиссера – знаменитого Энга Ли, создавшего своим фильмом «Крадущийся тигр, затаившийся дракон» моду на азиатское кино. «Есть сущность, которую мы, мужчины, не можем постичь. Она принадлежит женщине. Там – наши запретные желания, там находятся затаившиеся драконы».