Театральная компания ЗМ
Павел Пряжко

Жизнь удалась

Театр.doc и Центр драматургии и режиссуры, Москва
Премия «Золотая Маска» 2010г. - «Специальная Премия Жюри»
Номинация на Премию – «Лучший спектакль-эксперимент»


Режиссеры: Михаил Угаров, Марат Гацалов

Художник: Ксения Перетрухина


Артисты: Анна Егорова, Дарья Екамасова, Даниил Воробьев, Константин Гацалов, Александра Ребенок, Никита Емшанов, Игорь Стам

Сама пьеса основана на совершенно классической ситуации: два брата и девушка, которую они никак не могут поделить. Но самое интересное – не ситуация, а способ, которым на нее реагируют персонажи.
Декораций в спектакле нет, есть 15 черных стульев, поставленных напротив зрительного зала. Костюмов нет (только фата невесты), актеры играют в том, в чем пришли сегодня в театр. Спектакль этот выполнен в особой технике. На репетициях мы называли это «оперой в концертном исполнении». Система построения спектакля: отразить все этапы – от читки пьесы по ролям до драматического спектакля. Начинают спектакль актеры, а заканчивают персонажи.

Михаил Угаров


Здесь надо признать, что мат на сцене я воспринимаю с трудом, усилие над собой делаю. Не люблю. Каждый день в метро, на улице слышу, достаточно мне, и так уже не отмыться от грязи этой. Но странное дело, в спектакле «Жизнь удалась» мат звучит как музыка. И в этом утверждении, как ни удивительно, нет особого преувеличения. Представьте себе симпатичную круглолицую девочку, говорящую примерно так: «Ну ты, …, Вадим, ты дебил, …!» Эту фразу она произносит многократно, практически выпевает ее, и всякий раз с разной интонацией. То зло, то нежно, иногда задумчиво, лобик наморщив, как будто сама не понимает, что этим сказать хочет. Собственно, тут-то и зарыт ключик, с помощью которого пьеса открывается. Ее персонажи маются, не умея высказать то, что чувствуют. Нет у них слов в запасе, кроме этих, непечатных. У них нет ничего, ни мыслей, ни желаний, одни рефлексы – выпить, закусить, трахнуться. По этой части жизнь их и в самом деле удалась. Два брата-физкультурника, Алексей и Вадим, и две школьницы, Лена и Анжела, проделывают все вышеперечисленное, полагая, что именно это и нужно им для счастья. А счастья нет, вот что странно. И любви нет, и физиология радости не приносит. И свадьба Алексея с Еленой ни на что не похожа, и жених упивается в лоскуты, и невеста думает, что любит другого. Они плывут по жизни, корчась от невозможности осознать себя и хоть как-то выразить. И это, конечно, драматично, несмотря на то, что сидишь, смотришь и час с лишним смеешься. Молодые артисты здесь не просто органичны и обаятельны, они очень точно ощущают стиль постановки, от привычного, документально достоверного бесконечно далекий.

журнал «Итоги»