

Триптих
Московский театр «Мастерская П. Фоменко»
Премия «Золотая Маска» 2011г. - «Лучший спектакль в драме, малая форма»
Номинации на Премию - «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа художника», «Лучшая работа художника по свету»
Номинации на Премию - «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа художника», «Лучшая работа художника по свету»
Действие 1.
«Граф N» («Граф Нулин»)
сантиментальный анекдот в стихах
Действие 2.
«О Дона Анна!» («Каменный гость»)
маленькая ироническая трагедия
Действие 3.
«Мне скучно, бес…» («Сцена из Фауста»)
бурлеск-эклектика
Режиссер: Петр Фоменко
Художник: Владимир Максимов
Художник по костюмам: Мария Данилова
Художник по свету: Владислав Фролов
Концертмейстер: Оксана Глоба
Педагог по речи: Вера Камышникова
Артисты: Карэн Бадалов, Галина Тюнина, Кирилл Пирогов, Максим Литовченко, Никита Тюнин, Степан Пьянков, Мадлен Джабраилова, Олег Нирян, Моника Санторо, Дмитрий Смирнов
фотографии © Лариса Герасимчук
«Граф N» («Граф Нулин»)
сантиментальный анекдот в стихах
Действие 2.
«О Дона Анна!» («Каменный гость»)
маленькая ироническая трагедия
Действие 3.
«Мне скучно, бес…» («Сцена из Фауста»)
бурлеск-эклектика
Режиссер: Петр Фоменко
Художник: Владимир Максимов
Художник по костюмам: Мария Данилова
Художник по свету: Владислав Фролов
Концертмейстер: Оксана Глоба
Педагог по речи: Вера Камышникова
Артисты: Карэн Бадалов, Галина Тюнина, Кирилл Пирогов, Максим Литовченко, Никита Тюнин, Степан Пьянков, Мадлен Джабраилова, Олег Нирян, Моника Санторо, Дмитрий Смирнов
фотографии © Лариса Герасимчук
«Триптих» – не просто привычно милый, легко предсказуемый спектакль мастера, о нем не скажешь: прелесть что за штучка. Это спектакль-высказывание, желчное и печальное, в котором если и убаюкивают кого поначалу анекдотическим «Графом Нулиным», то для того только, чтобы столкнуть потом лицом к лицу с отвратительно кривляющейся Смертью. Здесь пушкинское «…упоение в бою,/ И бездны мрачной на краю» ощущается у Фоменко как, может быть, ни в каком другом его создании.
Наверное, можно сказать, что этот «Триптих», состоящий из «Графа Нулина», «Каменного гостя» и «Сцены из Фауста», поставлен о скуке. О том, до каких пределов она может довести человека. Три действия, три разных жанра, одни и те же актеры, разыгрывающие эти истории. Объединяет их театр, по-своему преобразующий каждый сюжет. В любви к этому странному, засасывающему, не отпускающему на волю виду искусства Фоменко и впрямь неизменен.
Именно в «Триптихе» вопреки всем сочиненным о режиссере апокрифам явственно обнаружилось, что этот сентиментальный старый романтик Петр Фоменко, забавник и хулиган, мягко говоря, не слишком высокого мнения о человеческой природе. Какое уж тут утешение, когда о жизни и смерти речь.
Сарказм и злая, бессильная горечь, как ни прячет он их за привычной усмешкой, через край сочатся. Новый тут Фоменко, неожиданный. К такому мы еще не привыкли.
Наверное, можно сказать, что этот «Триптих», состоящий из «Графа Нулина», «Каменного гостя» и «Сцены из Фауста», поставлен о скуке. О том, до каких пределов она может довести человека. Три действия, три разных жанра, одни и те же актеры, разыгрывающие эти истории. Объединяет их театр, по-своему преобразующий каждый сюжет. В любви к этому странному, засасывающему, не отпускающему на волю виду искусства Фоменко и впрямь неизменен.
Именно в «Триптихе» вопреки всем сочиненным о режиссере апокрифам явственно обнаружилось, что этот сентиментальный старый романтик Петр Фоменко, забавник и хулиган, мягко говоря, не слишком высокого мнения о человеческой природе. Какое уж тут утешение, когда о жизни и смерти речь.
Сарказм и злая, бессильная горечь, как ни прячет он их за привычной усмешкой, через край сочатся. Новый тут Фоменко, неожиданный. К такому мы еще не привыкли.
журнал «Итоги»
В первом акте – «Графе Нулине» – ничто не предвещает грядущей метаморфозы пространства. Здесь «фоменки» с легкой печалью празднуют свою ушедшую молодость, воспроизводя тот хорошо знакомый и любимый стиль игры, который сопровождал их от рождения до толстовских акварелей «Семейного счастия» и «Войны и мира». С той только разницей, что никогда еще, кажется, стихия стиха самого по себе, льющегося легко и свободно или постукивающего копытцами на поворотах-цезурах, не была явлена с такой праздничной силой.
«Каменный гость» – вторая часть «Триптиха», и именно в ней с пространством Новой сцены происходит главная метаморфоза – стена поднимается, и за ней мы видим пугающую своей монументальностью городскую перспективу – стены домов, архитектурные объемы, проемы дверей и окон, лестницы и переходы.
Тени, дрожащие в свете свечей, распятие в каменном монастырском проеме, гулкий окрик пространства, власть глубины. Так трагический космос Пушкина раз и навсегда обрел свою идеальную архитектуру.
Так движется «Триптих» от одной части к другой и третьей. Связи, которые в нем нарастают, становятся все интересней. Например, интересно думать над тем, зачем Фоменко нужно, чтобы все три любовные пары играли одни и те же актеры. Есть ли это некая линия в движении смысла? Фоменко аристократически уходит от прямых и простых ответов. В его спектакле гул пространства создает то философское напряжение смыслов, которое и есть пушкинский космос.
«Каменный гость» – вторая часть «Триптиха», и именно в ней с пространством Новой сцены происходит главная метаморфоза – стена поднимается, и за ней мы видим пугающую своей монументальностью городскую перспективу – стены домов, архитектурные объемы, проемы дверей и окон, лестницы и переходы.
Тени, дрожащие в свете свечей, распятие в каменном монастырском проеме, гулкий окрик пространства, власть глубины. Так трагический космос Пушкина раз и навсегда обрел свою идеальную архитектуру.
Так движется «Триптих» от одной части к другой и третьей. Связи, которые в нем нарастают, становятся все интересней. Например, интересно думать над тем, зачем Фоменко нужно, чтобы все три любовные пары играли одни и те же актеры. Есть ли это некая линия в движении смысла? Фоменко аристократически уходит от прямых и простых ответов. В его спектакле гул пространства создает то философское напряжение смыслов, которое и есть пушкинский космос.
«Российская газета»
Этим спектаклем в трех частях открылся удивительный малый зал в новом здании
Мастерской на набережной Москвы-реки напротив московского Сити. Зал тут
действительно небольшой, зато сценой ему служит весь театр — фойе, лестницы,
парапеты; в «Триптихе» метаморфозы этого пространства — часть сюжета. В его
основе — Пушкин. В первой части инсценируется бытовой анекдот в стихах «Граф
Нулин» о петербургском ловеласе: на ночь глядя его занесло в загородный дом,
где скучает молодая хозяйка, пока ее муж охотится в лесу. Вторая часть -
«Каменный гость», пушкинская вариация на тему мольеровского Дон Жуана.
Третья часть основана на маленькой «Сцене из Фауста» и стихотворении Иосифа
Бродского, высмеивающем гетевский мистицизм и старания Гете придать
любовному похождению Фауста философский смысл.
Бытовой анекдот дает режиссеру пищу для безудержной театральной фантазии. Во
второй части он играет с пространством, одновременно переосмысливает
конфликт «Дон Жуана», мольеровский богоборец оказывается игрушкой в руках
женщины. «Фауст» — это ядовитая пародия. Словом, в «Триптихе» Фоменко
противопоставляет поэзии жизни то искусство, которое Пушкин называл «нас
возвышающий обман».
Мастерской на набережной Москвы-реки напротив московского Сити. Зал тут
действительно небольшой, зато сценой ему служит весь театр — фойе, лестницы,
парапеты; в «Триптихе» метаморфозы этого пространства — часть сюжета. В его
основе — Пушкин. В первой части инсценируется бытовой анекдот в стихах «Граф
Нулин» о петербургском ловеласе: на ночь глядя его занесло в загородный дом,
где скучает молодая хозяйка, пока ее муж охотится в лесу. Вторая часть -
«Каменный гость», пушкинская вариация на тему мольеровского Дон Жуана.
Третья часть основана на маленькой «Сцене из Фауста» и стихотворении Иосифа
Бродского, высмеивающем гетевский мистицизм и старания Гете придать
любовному похождению Фауста философский смысл.
Бытовой анекдот дает режиссеру пищу для безудержной театральной фантазии. Во
второй части он играет с пространством, одновременно переосмысливает
конфликт «Дон Жуана», мольеровский богоборец оказывается игрушкой в руках
женщины. «Фауст» — это ядовитая пародия. Словом, в «Триптихе» Фоменко
противопоставляет поэзии жизни то искусство, которое Пушкин называл «нас
возвышающий обман».
Елена Ковальская