Театральная компания ЗМ
Рихард Вагнер

Лоэнгрин

Театр оперы и балета им. М.Глинки, Челябинск
Номинации на Премию «Золотая Маска» 2011г.- «Лучший спектакль в опере», «Лучшая работа дирижера», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа художника по свету в музыкальном театре», «Лучшая мужская роль» (Федор Атаскевич)
романтическая опера


концертно-сценическая версия в 3-х актах



Дирижер: Антон Гришанин

Режиссер-постановщик, сценограф: Андрей Сергеев

Хормейстеры: Елизавета Евсюкова, Наталья Макарова

Режиссер по пластике: Галина Калошина

Художник по свету: Андрей Потапов

Концертмейстеры: Татьяна Миркина, Вячеслав Зуев, Ирина Головина



Артисты: Федор Атаскевич, Наталья Заварзина, Елена Роткина, Павел Чикановский, Евгений Голубчиков, Александр Колесников, Александр Краснов, Сергей Гордеев, Дмитрий Караваев, Лилия Пахомова, Мария Фролова





Продолжительность 3 ч. 30 мин.






Я никогда не ставил оперу в пустоте. Добиться впечатления полновесной оперы Вагнера при помощи минимальной, но выразительной пластики, с минимальными световыми эффектами – фантастически сложная задача. Однако пусть зрителей не пугает скупость изобразительных средств, наиболее важна здесь красота вагнеровской музыки. Это абсолютно мажорная опера-мистерия, рассказывающая о вере и чистоте. Если бы я ее оформлял в красках, то это потоки золотистого света, в ней нет черного, даже отрицательные герои – это багровые тона или фиолетовые.


Андрей Сергеев, интервью сайту «www.chelyabinsk.ru»




Вагнер впервые звучит в Челябинске, и вообще «Лоэнгрин» – первая немецкая опера в репертуаре челябинского театра. Выбор вполне оправданный: из всей вагнерианы «Лоэнгрин», пожалуй, самая певческая опера, где много широких, красивых мелодий, развернутых ансамблей, хоровых сцен, где тяжеловесный речитатив не довлеет и не сковывает композиторскую изобретательность.

Оркестр театра – единый организм, дышащий, пульсирующий вместе со своим дирижером, организм гибкий, живой, послушный воле маэстро. Партитура прочитана очень мягко, лирично, без сумасшедшей экспрессии, но с удивительно завораживающей медитативностью.

Сергееву минимальными средствами удалось создать спектакль необыкновенно цельный, гармоничный, и что самое главное – музыкальный.

Входящих в зрительный зал встречает абсолютно пустая черная сцена – занавес отсутствует вовсе. Но эта пустота обманчива, она быстро заполняется по ходу действия: вот на заднике высвечивается огромный крест, он же проецируется белыми полотнищами на пол, определяя в известной степени крестный путь главных героев.

Отличительная черта постановки – отсутствие суеты, лишних движений, полная концентрация на музыке. Это настолько завораживает, что зал очень быстро оказывается погруженным в почти нирваническое состояние.


интернет-сайт «Operanews.ru»








Смелость Челябинского оперного театра достойна восхищения. Ведь Рихард Вагнер – высота, штурмовать которую рискуют не все, адекватно осилить могут – избранные. Главное в этом «Лоэнгрине» – музыка, поданная крупным планом, без агрессии, без гергиевского девятого вала, но мягко, подробно, а потому завораживающе. Дирижер Антон Гришанин явно нашел своего автора. Не прогадал и с режиссером. Постановка Андрея Сергеева (он же художник), заявленная как «концертно-сценическая версия», на самом деле настоящий спектакль, сценический минимализм которого, возможно, и связан с финансовыми возможностями, но выглядит европейски продуманным стилем. Сценография развивает символику креста, и вместе с музыкой и световой партитурой дает плотно сгущенную, медитативную вагнеровскую атмосферу. Центр и стержень спектакля – Федор Атаскевич (Лоэнгрин), среди сил зла и тьмы доминирует Сергей Гордеев (Тельрамунд).

Лариса Барыкина