Театральная компания ЗМ
Петр Чайковский

Пиковая дама

Театр оперы и балета, Астрахань
Номинации на Премию «Золотая Маска» 2013г.- «Лучший спектакль в опере», «Лучшая работа дирижера», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа художника по костюмам в музыкальном театре»,«Лучшая работа художника по свету в музыкальном театре», «Лучшая женская роль» (Елена Разгуляева)

опера в 3-х действиях, 7-ми картинах



Либретто: Модест Чайковский



Музыкальный руководитель и дирижер: Валерий Воронин

Постановка и сценография: Константин Балакин

Художник по костюмам: Елена Вершинина

Хормейстер-постановщик: Галина Дунчева

Художник по свету: Ирина Вторникова

Дирижер: Сергей Гринев



Артисты: Александр Диянов, Роман Корен, Сергей Белоусов, Михаил Великанов, Александр Малышко, Руслан Сигбатулин, Иван Максимейко, Иван Михайлов, Максим Палий, Алексей Фролов, Алексей Мартиросян, Заур Давыдов, Василий Снимщиков, Алексей Мартиросян, Марина Васильева, Зинаида Дюжова, Наталья Зашмарина, Марина Попандопуло, Татьяна Баласанова, Ольга Бузько, Алена Диянова, Елена Разгуляева, Наталья Воробьева, Ирина Лопатина, Оксана Воронина, Елена Трофименко, Екатерина Чернышова, Евгения Старцева, Альбина Шакирова

Артисты балета: Глеб Антипин, Анастасия Игнатова, Артем Макеев, Алексей Меренков, Андрей Млынец, Елена Соболь, Даниил Соколов, Михаил Соколов, Никита Филонов



Продолжительность 3 ч. 40 мин.



Возрастная категория 12+

Эта опера таит в себе магическую притягательную силу, волнует, будоражит, заставляет возвращаться к себе вновь и вновь. В «Пиковой даме» ярко выражена присущая русской душе способность безоглядно устремляться к неосуществимой, химерической цели, страстность, затмевающая рассудок.

В опере идеально выстроена музыкальная драматургия: в симфоническом звучании у Чайковского нет ничего случайного ни в форме, ни в музыке, ни в оркестровке. Это стихия человеческого чувства, с потрясающей силой выраженная в звуках.


Валерий Воронин




«Пиковая дама» – воплощенная в звуках навязчивая идея. Искренность, глубина чувств и непостижимость – покоряют в ее лихорадочном музыкальном потоке. Из стремления обдать холодом бурлящую пучину «Пиковой дамы» возникли ассоциации с картинами Рене Магритта: падающие с неба «германы»; влюбленные в платках, закрывающих лица; комната, заполненная распустившейся красной розой; скульптурные элементы в человеческих фигурах. Его полотна пронизаны напряжением и тревогой, переходящими в страх предчувствия катастрофы.
Партитура Чайковского и образы Магритта с равным вероломством вторгаются в память и сердце. Сюрреалистическое сочетание несочетаемого провоцирует возникновение парадоксального единства музыки и визуального ряда.

Это опера о безграничной любви и безысходной смерти, о губительной страсти и страхе перед неведомым, о человеческом бессилии перед роком.


Константин Балакин




Режиссер и художник-поста¬новщик предложил необычное сценографическое решение оперы: через магические картины-загадки известного бельгийского сюрреалиста Рене Магритта. Знакомых с его творчеством не удивят падающие с неба «германы», влюбленные в платках, закрывающих их лица, комната, заполненная распустившейся красной розой. В опере семь картин, внутри каждой из которых есть допол¬нительные картины. Декорации отображают не комнату или другое место в пространстве, а внутренний мир действующих лиц. Создатели так и заявляют, что это не парадный Петербург, а скорее кафкианское прочтение пушкинской повести. «Холод и напряжение, ожидание катастрофы», – так обозначил эстетику созданного им спектакля режиссер.


журнал «Дорогая Астрахань»




Режиссер, прочитывая партитуру Чайковского сквозь призму сюрреалистических идей художника Рене Магритта, нашел в этом произведении новые болевые точки: одиночество в бесстрастном мире человека, наделенного страстностью как особым даром.


газета «Волга»




Мы давно привыкли, что ни одна постановка этой оперы Чайковского не обходится без видов императорского Петербурга и карточной символики. Режиссер и художник Константин Балакин находит новый поворот в знакомой мистической истории Пушкина. Его спектакль раскрывает нам новый мир оперы Чайковского, точно увиденный глазами художника Рене Магритта. Как и великого бельгийца, режиссера не волнует психоанализ и толкование поступков героев «Пиковой дамы». Природа спектакля не психологическая, а философски-поэтическая. И там, где персонажи ведут себя вопреки логике (а именно так они и ведут себя у Пушкина!), рождаются новые смыслы, которые заставляют нас поверить в обманчивость виденного тысячу раз – заученных наизусть мелодий, ходульных персонажей. Поэтому карты заменяют шахматные фигуры, массовку – люди в черных котелках, а мертвая Графиня превращается в гроб из знаменитой картины «Перспектива мадам Рекамье». «Пиковая дама» – одно из самых репертуарных произведений, и Астраханский театр ведет борьбу за магическое в этом шедевре и против обманчивой самоочевидности роскошных постановок столичных сцен. Поддерживаемая интересной музыкальной трактовкой дирижера Валерия Воронина, эта борьба достигает невиданного накала.

Вадим Журавлев