Театральная компания ЗМ

Идеальный муж. Комедия

Московский Художественный театр им. А.П. Чехова
Премия «Золотая Маска» 2014г. - «Приз критики»
Номинации на Премию - «Лучший спектакль в драме, большая форма», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая мужская роль» (Игорь Миркурбанов)

сочинение Константина Богомолова по произведениям Оскара Уайльда



Режиссер и автор инсценировки: Константин Богомолов

Художник: Лариса Ломакина

Художник по костюмам: Наталия Каневская

Художник по свету: Дамир Исмагилов

Музыка: Фаустас Латенас



Артисты: Сергей Чонишвили, Алексей Кравченко, Дарья Мороз, Игорь Миркурбанов, Марина Зудина, Павел Чинарев, Павел Ващилин, Александр Семчев, Роза Хайруллина, Максим Матвеев, Андрей Бурковский, Артем Панчик, Владимир Панчик, Светлана Колпакова, Яна Осипова, Надежда Бо-рисова, Василий Немирович-Данченко, Андрей Антипп



Продолжительность 4 ч. 15 мин.



Возрастная категория 18+

Изначально была хулиганская идея – по-моему, веселая, связанная с соединением уайльдовского стиля и нынешнего времени, в котором люди хотят быть сэрами, лордами, кем-то еще, не будучи таковыми. А потом уже из это-го выросла какая-то глобальная история, связанная с диким трэшем сегодняшнего дня. Она стала разрастаться, «Идеальный муж» остался только в сюжетной основе, туда добавился «Портрет Дориана Грея» и что-то еще.

Мне были важны две вещи. Важна многократно усложненная сюжетная структура, поскольку я полагаю, что сюжет как театральная категория возвращается. Будущее театра связано не с визуальной стороной и не со способом игры, не со способом взаимодействия с реальностью и не с нежно любимым мною постдраматизмом, а именно с сюжетом. Еще одна важная вещь – словоцентричность. Концентрация мысли и парадоксов. Уайльдовский текст очень близок к тарантиновскому. Поэтому мне казалось интересным с этим поработать.

Константин Богомолов, интервью газете «Московские новости»




Константин Богомолов, кажется, решил серьезно разобраться с сегодняшней Россией – и вынести ей суровый приговор.

От Уайльда в спектакле Богомолова осталось важное – сатирическое изображение высшего света и шантаж коррумпированного государственного деятеля как главная пружина сюжета.

Самые по-настоящему острые стрелы Богомолов направляет не в типажи российской элиты и не в конкретные криминальные проявления, а в какую-то неизбывную фальшь отечественной ментальности. Мир, который ненавидит и от которого бежит режиссер, тяготеет к высокопарным речам и пустым словам, мнимым ценностям и прогнившим насквозь «святым идеалам», за которыми не обнаруживается ничего настоящего. В них-то и кроется зло, и все прочее лишь следствие, продукт всеобщего вранья и торжествующей пошлости. Константин Богомолов словно делится с публикой своим открытием-наваждением: здешняя жизнь – цепь нескончаемых обманов друг друга.
Сам театр тоже построен на обманах. В «Идеального мужа» вплетены забавные микросюжеты про театр – в речь героев вдруг предательски вплетаются чеховские цитаты. И едва ли не самые смешные эпизоды спектакля связаны с «Тремя сестрами»: сегодняшние сестры Прозоровы оказываются разномастными «блондинками», коротающими время в гламурном кафе и произносящими почти сакральные реплики с откровенно издевательскими интонациями и акцентами. Поневоле ловишь себя на стыдливом неудобстве, но вот его-то и требует буквально палками изгнать из нас самих Константин Богомолов. Потому что только тогда, вероятно, и можно будет хотя бы приблизительно понять, зачем живем и зачем страдаем.

газета «Коммерсант»




Соединив тексты Оскара Уайльда «Идеальный муж» и «Портрет Дориана Грея» с фрагментами «Фауста» Гете, а заодно – осколками русской и европейской классики, разбавив все блатным шансоном и Аллой Пугачевой, рекламными роликами и пародией на телевизионные шоу ведущих каналов, Богомолов сочинил вызывающий гиньоль о ханжеской стране и ее развращенной элите, третирующей мозг обывателя разговорами о нравственности.

Аристократический, высокомерный и тронутый тленом мир английского дендизма сошелся здесь с духом русского великосветского разбоя нового века.

«Российская газета»



Перед нами сочиненная с нуля самоценная история, использующая как свои части разные известные тексты и аллюзии на них, но держащаяся на едином стержне – сюжете, от начала до конца придуманном режиссером.
Сила спектакля Богомолова в той головокружительной свободе, с которой он обращается здесь со всем. А в первую очередь – с самой структурой театрального действия, разнимая до основания традиционные сюжетные схемы, разрывая единую событийную линию вторым актом, никак не связанным с первым и третьим. Добавляя многочисленные флешбэки, интермедии, вставные комические и музыкальные сценки. Демонстративно борясь со всеми зрительскими стереотипами и ожиданиями, дразня их, предлагая одну неожиданность за другой. Спектакль движется в стремительном ритме современного кино, построенного на резко сменяющих друг друга монтажных склейках.

Из российского «сегодня» Богомолов переносит действие то в русское «всегда», то во всемирное и вневременное «везде». При всей узнаваемости некоторых обстоятельств, очевидно, что эта страна, где обитают герои, – и не Россия вовсе. Это загадочный край...

Тотальная травестия и мимикрия: каждый оборачивается не тем, за кого себя выдает и кем обозначен в программке.
Все в этом спектакле балансирует между фарсом и трагедией. Не знаешь, как воспринимать ту или иную сцену – смеяться или плакать.

интернет-издание «Gazeta.ru»